«Игра престолов» помогла ученым лучше понять лицевую слепоту
Прозопагнозия (лицевая слепота) – редкое расстройство, при котором человек не может узнавать лица людей. При этом зрение и другие когнитивные функции могут быть в порядке. Человек с прозопагнозией чаще всего видит лица, но не узнает того, кто перед ним стоит.
Прозопагнозия может быть вызвана различными причинами, включая травмы головы, заболевания нервной системы или врожденные особенности. Эта проблема часто сохраняется на протяжении всей жизни и может приводить к психическим расстройствам и социальной тревожности.
Для более глубокого изучения этого расстройства ученые из Йоркского университета провели исследование. И в этом им помог сериал «Игра престолов».
Просмотр «Игры престолов»
В новом исследовании, опубликованном в журнале Cerebral Cortex, ученые сканировали мозг более 70 участников, пока те смотрели сцены из популярного сериала «Игра престолов». Половина добровольцев ранее смотрели шоу, другая половина – видела его впервые.
МРТ-сканирование показало, что при показе ключевых персонажей «Игры престолов» у зрителей, знакомых с сериалом, повышалась активность мозга в областях, связанных с невербальной информацией о персонажах, такой как их личность и предыстория. Однако эта активность была значительно слабее у людей, которые никогда ранее не смотрели сериал.
Участники с прозопагнозией
Далее исследователи повторили эксперимент, но теперь – с участниками, страдающими прозопагнозией. Учитывая трудности в распознавании лиц, у этих людей не наблюдалось повышенной активности мозга, связанной со знакомством с персонажем. Связи между визуальными и невербальными областями также были снижены.
Исследование показывает, что прозопагнозия, вероятно, связана с уменьшением нейронных связей. Это усложняет ассоциирование лиц с знаниями о человеке, что является важной частью распознавания лиц.
Полученные выводы также проливают свет на нейронные механизмы, лежащие в основе распознавания лиц, или их отсутствие при прозопагнозии. Это может дать представление о состоянии и помочь в разработке потенциальных терапевтических стратегий.