В Японии за улыбками сотрудников магазина будет следить искусственный интеллект

Аеоn — одна из крупнейших сетей супермаркетов в Японии, недавно ввела уникальную систему искусственного интеллекта для оценки улыбок своего персонала, стремясь «стандартизировать» мимику сотрудников. Как же работает эта технология?
В Японии за улыбками сотрудников магазина будет следить искусственный интеллект
SCMP composite/Shutterstock/aeonretail.jp
Сложно не заметить сходство этой системы с началом эпизода «Черного зеркала»

1 июля компания запустила «систему искусственного интеллекта для оценки улыбок», известной как «Мистер Улыбка» (Mr Smile), в 240 магазинах по всей стране. Это сделало Aeon первопроходцем в использовании подобной технологии. Программа Mr Smile, разработанная японской компанией InstaVR, оценивает поведение сотрудников и их отношение к работе на основе более чем 450 факторов, включая приветствие, выражение лица, громкость и тон голоса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зачем же необходима такая система слежения?

Эту стратегию сравнивают с программой McDonald's в Японии под названием «Улыбнись без йены». С 1980-х годов японское отделение ceти ресторанов быстрого питания включает в свои меню строку «Улыбка» стоимостью «0 иен», подчеркивая, что приветствовать клиентов улыбкой ничего не стоит. Однако в последние время эта акция стала объектом критики, поскольку создает дополнительное давление на персонал, получающий самую низкую почасовую оплату труда в стране.

робот с лицом человека
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Aeon говорит, что их цель — «стандартизировать улыбки сотрудников и максимально удовлетворить потребности клиентов». Mr Smile использует элементы геймификации, чтобы стимулировать сотрудников повышать свои оценки и, соответственно, улучшать качество обслуживания.

Компания провела успешное тестирование программного обеспечения в восьми магазинах, в котором приняли участие около 3400 сотрудников. Результаты показали, что отношение к обслуживанию улучшилось в 1,6 раза за три месяца до внедрения самой системы во всех магазинах сети Aeon.

Постоянный контроль за каждым действием сотрудников, включая улыбку, на протяжении всей смены неизбежно приведет к изменениям в их поведении. Однако возникают вопросы об этичности такого слежения.

камера слежения
Unsplash

Также стоит отметить, что эта политика вызвала опасения относительно возможных притеснений на рабочем месте. В этом году почти половина из 30 000 опрошенных сотрудников, работающих в сфере услуг и других секторах, сообщили о притеснениях со стороны клиентов крупнейшему профсоюзу Японии UA Zensen.

«Когда работников сферы услуг заставляют улыбаться в соответствии со "стандартом", это кажется мне еще одной формой притеснения», — сказал один из опрошенных. И с этим сложно не согласиться.