Музыкальная память не слабеет даже в преклонном возрасте
Ученые из Университета Линкольна показали, что запоминание мелодии и ее узнавание не зависит от возраста.
«Вы постоянно слышите рассказы о том, как люди с тяжелой формой болезни Альцгеймера не могут говорить, не могут узнавать людей, но поют песни своего детства или играют на пианино», — говорит Сара Сове из Университете Линкольна в Соединенном Королевстве.
Предыдущие исследования показали, что одни аспекты памяти подвержены старению, например, задачи на припоминание, требующие обработки информации в реальном времени, тогда как другие, например, задачи на распознавание, которые опираются на хорошо известную информацию и автоматические процессы, не подвержены. Влияние возраста на способность запоминать музыку уже изучалось, но Сара Сове решила изучить этот эффект в реальной обстановке, например, на концерте.
В своем исследовании, опубликованном в журнале PLoS ONE, она проверила, насколько хорошо группа из 90 здоровых взрослых людей в возрасте от 18 до 86 лет способна распознавать знакомые и незнакомые музыкальные темы на концерте. Участники были набраны на выступлении Симфонического оркестра Ньюфаундленда в Сент-Джонсе, Канада. Еще 31 человек посмотрели запись концерта в лаборатории.
«Маленькую ночную серенаду» Моцарта узнают все
Исследование было сосредоточено на трех музыкальных произведениях, исполнявшихся на концерте: с «Маленькая ночная серенада» Моцарта, с которой, как предполагали исследователи, большинство участников были знакомы, и двух специально заказанных экспериментальных сочинениях.
Одно из них было тональным и легким для прослушивания; другое было атональным и не соответствовало типичным мелодическим нормам западной классической музыки. Короткая мелодическая фраза из каждого из трех произведений звучала три раза в начале этого произведения, и затем участники регистрировали, когда они узнавали эту тему в произведении.
Мелодичная фраза из «Маленькой ночной серенады» одинаково хорошо узнавалась среди людей всех возрастов и музыкального бэкграунда, без потери узнаваемости с увеличением возраста. Все участники были менее уверены в узнавании темы в незнакомой тональной пьесе и еще менее уверены в незнакомой атональной пьесе. Эта закономерность также не менялась с возрастом. Исследование также не обнаружило возрастных различий в результатах между участниками на концерте и участниками в лаборатории.
Штеффен Херфф, когнитивный нейробиолог из Сиднейского университета, Австралия, говорит, что причина, по которой музыкальная память кажется устойчивой к возрастному снижению когнитивных способностей, может быть связана с эмоциями, которые музыка вызывает у людей, что делает ее более твердо сохраненной в памяти. «Из общих исследований памяти мы знаем, что, по сути, миндалевидное тело — или эмоциональная обработка — действует почти как штамп "это очень важно"», — говорит Херфф.
Исследование собрало ограниченные данные о когнитивном здоровье участников и поэтому не дает подробного понимания того, как когнитивные нарушения или нейродегенеративные заболевания влияют на воспоминания. Но Херфф говорит, что существует большой интерес к использованию музыки как формы «когнитивных лесов», то есть как средства для запоминания другой информации у людей с нейродегенеративными заболеваниями, такими как деменция.