Учитель рисования: новые эко-карандаши из Японии создают «теплое» настроение

В жизни обычного японца деревья играют очень важную роль. Две трети страны покрыты лесами, жители любят проводить время в лесу, и в целом этой нации очень свойственна любовь к деревьям. Теперь для этой привязанности стало на одну причину больше.
Учитель рисования: новые эко-карандаши из Японии создают «теплое» настроение
Japanese Forest Agency
Какой цвет приходит вам в голову при слове «древесина»?

Проект «Лесные карандаши» (Forest Crayons), начатый Лесным агентством Японии, открывает мир растений с необычной стороны. Пигмент для каждого карандаша извлечен из отходов древесины, а всего в наборе десять разных цветов, от зелено-серого до розового!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Например, пигмент, извлеченный из магнолии, имеет зеленоватую окраску. А если в древесину проросла грибница, она становится розовой.

карандаши из древесного пигмента Forest Crayons
Цвета получили название по использованным породам древесины: Bayberry (бейберри), Bogwood (болотное дерево), Cedar (кедр), Chinaberry (китайская ягода), Cybress (кипарис), Hazenoki (хазеноки), Katsura (кацура), Kaizuka (кайзука), Magnolia (магнолия), and Zelkova (зелкова). Россиянам знакома лишь часть из них.
Japanese Forest Agency

Мнение художника

Я попросил профессионала дать свою оценку новинке. «Палитра достачно привычная, охристо-землистая, где и раньше цветов было достаточно – охры минимум трех вариантов, сиены, марсы, умбры в чистом и жженом видах, Ван-Дик – и это только то, что на память пришло, и то из масляных красок. В карандашах существуют наборы, где вариантов не меньше», – считает преподаватель рисунка в Академии художеств имени Ильи Репина, художник-портретист и мой давний друг Евгений Хлюнев.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По его впечатлению, такая гамма цветов создает «теплое осеннее настроение, какое-то... махровое».

карандаш с пигментом из древесины
Сине-зеленый цвет — результат обработки древесины грибницей.
Japanese Forest Agency

Вся фишка в связующих

Куда интереснее было бы лучше познакомиться с тем, как новые карандаши ощущаются в руке, считает Женя. А это зависит не от красителя, а от основы: «Обычно новые направления появляются не с появлением новых пигментов, а с появлением новых связующих».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Судя по фотографиям, новые карандаши напоминают пастель. Чтобы спрессовать мелок, пигмент смешивают с другими биоразлагаемыми ингредиентами – рисовым воском и маслом, древесной пудрой. При таком составе, их можно съесть без вреда для здоровья – а значит, рисовать ими смогут даже маленькие дети.

древесные отходы
И не подумаешь, что все пигменты извлечены из древесины.
Japanese Forest Agency
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Так было с появлением масла, потом пастели, ПВА – темпера сильно упростилась в использовании, а после и с акрилом и еще более современными материалами. Новые связующие дают новые возможности, отсюда и новые жанры и направления, а новые пигменты лишь расширяют палитру».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Он приводит в пример историю появления в живописи синего цвета: «Когда научились синтезировать дешевый искусственный ультрамарин вместо баснословно дорогого натурального, добываемого из драгоценного камня лазурита, который добывали где-то в Афганистане, новые стили не появились, просто художники стали больше писать голубого неба и в целом смелее использовать синие одежды, фоны, и так далее».

«Так и с мелками Forest Crayons – палитра стала богаче, меньше стружек будет выбрасываться в мусор, но принципиально вряд ли что изменится».

желтая пастель
«Лесные» карандаши создают осеннее настроение.
Japanese Forest Agency
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Остается ждать, когда мы сможем заполучить «лесные карандаши» в руки и оценить, насколько они похожи или отличаются от уже существующих.

В истории изобразительного искусства есть примеры, когда новые инструменты приходили из Японии. «Вспомним шелкографию — давно известную еще по японским гравюрам технику, в которую новую жизнь вдохнул знаменитый Энди Уорхол, — говорит Женя. - Именно в ней, максимально простой и "массовой"технике, сделаны большинство его работ".

Однако это лишь одна из множества новых технологий, которые есть в арсенале современных графиков и живописцев: «Так же можно вспомнить появление в середине 20 века акрила, в котором работают многие современные художники. Ну а уж про появление компьютеров и компьютерной графики, перевернувшей и много где заменившей традиционных художников,и говорить не приходится. Фотошоп для большинства современных художников, как цифровых, так и обычных, такой же привычный инструмент, как кисть или карандаш».