Учитель рисования: новые эко-карандаши из Японии создают «теплое» настроение
Проект «Лесные карандаши» (Forest Crayons), начатый Лесным агентством Японии, открывает мир растений с необычной стороны. Пигмент для каждого карандаша извлечен из отходов древесины, а всего в наборе десять разных цветов, от зелено-серого до розового!
Например, пигмент, извлеченный из магнолии, имеет зеленоватую окраску. А если в древесину проросла грибница, она становится розовой.
Мнение художника
Я попросил профессионала дать свою оценку новинке. «Палитра достачно привычная, охристо-землистая, где и раньше цветов было достаточно – охры минимум трех вариантов, сиены, марсы, умбры в чистом и жженом видах, Ван-Дик – и это только то, что на память пришло, и то из масляных красок. В карандашах существуют наборы, где вариантов не меньше», – считает преподаватель рисунка в Академии художеств имени Ильи Репина, художник-портретист и мой давний друг Евгений Хлюнев.
По его впечатлению, такая гамма цветов создает «теплое осеннее настроение, какое-то... махровое».
Вся фишка в связующих
Куда интереснее было бы лучше познакомиться с тем, как новые карандаши ощущаются в руке, считает Женя. А это зависит не от красителя, а от основы: «Обычно новые направления появляются не с появлением новых пигментов, а с появлением новых связующих».
Судя по фотографиям, новые карандаши напоминают пастель. Чтобы спрессовать мелок, пигмент смешивают с другими биоразлагаемыми ингредиентами – рисовым воском и маслом, древесной пудрой. При таком составе, их можно съесть без вреда для здоровья – а значит, рисовать ими смогут даже маленькие дети.
«Так было с появлением масла, потом пастели, ПВА – темпера сильно упростилась в использовании, а после и с акрилом и еще более современными материалами. Новые связующие дают новые возможности, отсюда и новые жанры и направления, а новые пигменты лишь расширяют палитру».
Он приводит в пример историю появления в живописи синего цвета: «Когда научились синтезировать дешевый искусственный ультрамарин вместо баснословно дорогого натурального, добываемого из драгоценного камня лазурита, который добывали где-то в Афганистане, новые стили не появились, просто художники стали больше писать голубого неба и в целом смелее использовать синие одежды, фоны, и так далее».
«Так и с мелками Forest Crayons – палитра стала богаче, меньше стружек будет выбрасываться в мусор, но принципиально вряд ли что изменится».
Остается ждать, когда мы сможем заполучить «лесные карандаши» в руки и оценить, насколько они похожи или отличаются от уже существующих.
В истории изобразительного искусства есть примеры, когда новые инструменты приходили из Японии. «Вспомним шелкографию — давно известную еще по японским гравюрам технику, в которую новую жизнь вдохнул знаменитый Энди Уорхол, — говорит Женя. - Именно в ней, максимально простой и "массовой"технике, сделаны большинство его работ".
Однако это лишь одна из множества новых технологий, которые есть в арсенале современных графиков и живописцев: «Так же можно вспомнить появление в середине 20 века акрила, в котором работают многие современные художники. Ну а уж про появление компьютеров и компьютерной графики, перевернувшей и много где заменившей традиционных художников,и говорить не приходится. Фотошоп для большинства современных художников, как цифровых, так и обычных, такой же привычный инструмент, как кисть или карандаш».