Марс, Юпитер далее везде. Главные научные новости недели

Новости 15-21 июля. Curiosity нечаянно расколол камень на Марсе и обнаружил настоящий сюрприз. Марсоход Perseverance встретил маленького «снеговика». Мхи могут сделать Марс пригодным для сельскохозяйственных культур.Большое Красное пятно — мощнейшая буря в Солнечной системе — стихает. Первый тур космического вальса: на пути к Юпитеру спутник JUICE пролетит мимо Луны и Земли
Марс, Юпитер далее везде. Главные научные новости недели
Случайное открытие на Марсе: Curiosity нашел чистую серу. NASA/JPL-Caltech/MSSS

Когда марсоход Curiosity перекатил свой 899-килограммовый корпус через обычный марсианский камень, камень раскололся и обнажил желтые кристаллы чистой серы. Хотя сульфаты распространены на Марсе, чистая сера впервые была обнаружена на Красной планете. Главное, непонятно как она образовалась и сколько ее. Ведь сера — один из «кирпичиков» жизни.

Марсоход NASA Mars Perseverance получил это изображение с помощью правой камеры Mastcam-Z. Mastcam-Z — это пара камер, расположенных высоко на мачте ровера. Снимок был сделан 13 июля 2024 года (сол 1208) в 13:53:4 по местному среднему солнечному времени.
NASA/JPL-Caltech/ASU

Команда марсохода NASA Perseverance «встретила» на Марсе маленького снеговика. Он, правда, сложился из пыли, но все равно довольно симпатичный. А бывают ли на Марсе настоящие снеговики?

Мох Syntrichia caninervis.

Мхи — величайшие преобразователи Земли. Они превращают бесплодные почвы в плодородные. И теперь ученые предполагают, что эти растения могут сделать то же самое на Марсе.

Одна из целей JUICE — спутник Юпитера Ганимед. Недра Ганимеда четко структурированы: жидкое железное ядро окружено каменистой мантией, следом идут слой льда и жидкий соленый океан, который покрывает ледяная кора. Предполагается, что океан залегает на глубине несколько сотен километров.
ESA

JUICE будет искать на ледяных лунах Юпитера жизнь. Но его путь будет очень долгим. Спутник только 2031 году должен выйти на орбиту Юпитера. В 2034 году JUICE начнет исследование Ганимеда. Это и есть его главная цель. Почему он долго летит к Юпитеру? Его путь не прямой, зонд двигается к цели в темпе удивительного космического вальса.

Снимок Юпитера, сделанный Хабблом.
NASA, ESA, A. Simon (Goddard Space Flight Center) and M.H. Wong (University of California, Berkeley)

Большое Красное Пятно сокращается на протяжении большей части последнего столетия, особенно сильно оно сократилось за последние 50 лет. Хотя ее широтная протяженность остается относительно постоянной, то по долготе протяженность сократилась с 40 градусов в конце 19-го века до 14 градусов в 2016 году, когда космический корабль NASA Juno прибыл к планете и пролетел сквозь пятно. Астрономы построили модель, которая объясняет, почему сокращается Большое Красное Пятно.