Не только лава: анализ скелетов в Помпеях показал, что извергающийся вулкан был не единственным убийцей

Извержение Везувия, произошедшее почти 2000 лет назад, засыпало древний город Помпеи вулканическим пеплом и пемзой, а затем накрыло его лавой и газом. Однако новые исследования показали, что не только огненная ярость вулкана уничтожила город, но и мощные землетрясения.
Pompeii Archaeological Park
Анализ двух скелетов, найденных в центральном районе Помпей, показал, что эти людей погубило землетрясение, которое происходило одновременно с извержением

Очевидец катастрофы в Помпеях, Плиний Младший, писал о «сильных толчках земли», которые сопровождали извержение Везувия. Согласно его заметкам, землетрясения были настолько сильными, что «переворачивало все вокруг».

До недавнего времени не было явных доказательств этих землетрясений. Однако раскопки в Инсула-деи-Касти-Аманти, старом районе Помпеи, показали, что землетрясения сыграли значительную роль в разрушении города. Археологи обнаружили, что многие жители погибли не от удушья пеплом или жара, а были раздавлены падающими зданиями.

Землетрясение во время извержения

Скелеты двух мужчин в Помпеях
Pompeii Archaeological Park

В новом исследовании, опубликованном в журнале Frontiers in Earth Science, ученые описали и проанализировали скелетные останки двух мужчин возрастом от 50 до 55 лет, которые были найдены в 2023 году. У обоих были выявлены значительные травмы с множественными переломами костей.

Помпеи были уничтожены в 79 году нашей эры всего за несколько часов. Однако раскопки продолжаются уже более 250 лет

Анализ показал, что одного мужчину практически мгновенно убила упавшая стена. Второй, вероятно, пытался защититься круглым деревянным предметом (он был найден рядом с останками), но его смерть также наступила достаточно быстро.

Оба скелета лежали на слое пемзы – это указывает на то, что они пережили первую фазу извержения, но погибли от обрушившихся зданий во время землетрясения.

Помпеи

Известно, что сейсмическая активность часто сопровождает извержения вулканов. Однако только теперь исследователи нашли прямые доказательства землетрясения, которое сопровождало извержение Везувия. Учитывая этот факт, становится понятно, почему катастрофа унесла около 2000 жизней.