Мамонты попадали в ловушки из зыбучих песков: так они становились легкой добычей для людей и гиен

Более миллиона лет назад на территории современной Испании мамонт попал в смертельную ловушку из зыбучих песков. Без возможности сбежать, это гигантское животное стало легкой добычей для людей и гиен.
Dibujo Mauricio Antón Hienas+Mamut-Color
Четыре метра в высоту и одиннадцать тонн веса – такие размеры делали мамонтов почти неуязвимыми для хищников. Однако естественные ловушки из зыбучих песков могли изменить правила игры

В новом исследовании, опубликованном в журнале Journal of Iberian Geology, ученые подробно рассмотрели археологический памятник эпохи раннего палеолита Фуэнте-Нуэва-3, который находится в провинции Гранада на юге Испании.

Это место богато окаменелостями человеческой и животной активности. Именно здесь ранее был найден самый древний останок гоминида в Западной Европе – зуб, возрастом миллион лет.

Ученые также находили здесь останки многих крупных травоядных: гигантских гиппопотамов, гигантских оленей, двухрогих носорогов и других.

Недалеко от них обнаруживались примитивные инструменты, которые, вероятно, использовались древними людьми для дробления костей и доступа к костному мозгу животных. На костях также находили следы зубов хищников.

Однако как именно падальщики и люди получали доступ к крупной добыче долгое время оставалось загадкой.

Зыбучие пески

Palmqvist et al, Journal of Iberian Geology 2024 (CC BY 4.0)

Исследователи проанализировали состав горных пород в этом районе и выявили, что верхние археологические слои состоят из двух третей песка и одной трети глины.

Эти пески располагались недалеко от доисторического озера со слегка соленой водой, поэтому, по мнению ученых, могли функционировать как зыбучие пески.

Естественные ловушки, вероятно, захватывали крупных доисторических животных, таких как южный мамонт (Mammuthus meridionalis).

Добыча для людей и гиен

Исследователи предполагают, что и древние люди, и гигантские гиены (Pachycrocuta brevirostris) в этом регионе вели оппортунистический образ жизни, нападая на травоядных, застрявших в естественных ловушках.

На это указывают находки резных каменных орудий, оставленные людьми, и окаменелые экскременты гиен (копролиты), которые были найдены рядом с останками мамонтов.

Гигантские гиены были одними из крупнейших наземных хищников своего времени – их средний вес составлял около 110 килограмм, а размер был сопоставим с размерами современных львиц
Окаменелость мамонта, рядом с которой были найдены копролиты гиен
Palmqvist et al, Journal of Iberian Geology 2024 (CC BY 4.0)

По словам ученых, мамонты застревали в зыбучих песках из-за своих гигантских размеров, в то время как для людей и гиен такие естественные ловушки не представляли серьезной угрозы.