Этот клыкастый хищник с головой в форме «сиденья унитаза» плавал в болотах за 40 миллионов лет до появления динозавров

Ученые обнаружили в Намибии ископаемые останки огромного вымершего болотного существа с черепом, напоминающим по форме сидение унитаза. Это существо, названное Gaiasia jennyae, жило около 280 миллионов лет назад, задолго до появления первых динозавров.
Gabriel Lio
Необычная форма черепа позволяла хищнику «втягивать» добычу

В новом исследовании, опубликованном в журнале Nature, ученые из Университета Буэнос-Айреса в Аргентине описали доисторическое существо чьи окаменелости были найдены в Намибии.

Животное назвали Gaiasia jennyae в честь формации Гаи-ас, где обнаружили череп, и покойной Дженни Клэк (Jenny Clack), палеонтолога, известной своими работами по эволюции ранних четвероногих.

Череп Gaiasia jennyae достигал длины более 60 сантиметров, а весь организм, по оценкам ученых, мог достигать до 2,5 метров. Исследователи считают, что это могло быть одним из самых крупных существ своего времени.

Хищник из болота

C. Marsicano

Gaiasia jennyae обладал замыкающими челюстями и гигантскими клыками. Его морда по форме была схожа с сиденьем унитаза, что позволяло хищнику создавать вакуум, втягивая добычу. Острые зубы помогали ему хватать различных животных: от рыбы и пресноводных акул до других четвероногих. По словам исследователей, это существо было доминирующим хищником в своей болотной экосистеме.

Gaiasia jennyae жил около 280 миллионов лет назад – за 40 миллионов лет до появления динозавров. Формация Гай-Ас на северо-западе Намибии, где был найден череп, в древности была частью суперконтинента Гондваны.

Этот древний хищник был ранним четвероногим тетраподом, в котором сочетались черты как рыб, так и первых настоящих четвероногих тетраподов.

Gabriel Lio

На момент существования Gaiasia jennyae, территория современной Намибии располагалась гораздо южнее, почти на уровне самой северной точки современной Антарктиды. Тогда заканчивался ледниковый период, и хотя территории близ экватора начинали высыхать, болота ближе к полюсам оставались нетронутыми. Это и позволило животному сохранить более примитивные черты.