Как работают сенсорные структуры пениса и клитора при сексуальном возбуждении

Нейробиологи Гарвардской медицинской школы показали, как распределяются и активируются тельца Краузе — нейронные структуры в пенисе и клиторе. Эти структуры отвечают за нормальное сексуальное поведение. Как показали опыты на мышах, животные без телец Краузе не могут нормально спариваться.
Как работают сенсорные структуры пениса и клитора при сексуальном возбуждении
Исследователи обнаружили, что сенсорные нервные структуры, так называемые тельца Краузе, расположены плотнее на клиторе самок мышей (слева), чем на пенисе самцов мышей (справа). Lijun Qi, Michael Iskols, and David Ginty
Одним из важных результатов исследования стало открытие, что сексуальное возбуждение не связано напрямую с головным мозгом: достаточно команды спинного мозга. Но остался вопрос, как возникает чувство удовольствия, поскольку за него отвечает именно головной мозг.

Тельца Краузе — нервные окончания в плотно свернутых шариках, расположенных прямо под кожей. Они были обнаружены в половых органах человека более 150 лет назад. Структуры похожи на активируемые прикосновением тельца, обнаруженные на пальцах и руках людей, — они тоже реагируют на вибрации, когда кожа движется по текстурированной поверхности.

Но исследований о том, как работают тельца Краузе, как они участвуют в сексуальном акте, на сегодня проведено очень. Вероятно, потому, что эта тема иногда считается табу. «Трудно было заставить людей работать над этой темой, потому что некоторым людям трудно об этом говорить», — говорит Дэвид Джинти, нейробиолог из Гарвардской медицинской школы в Бостоне, который возглавлял команду, проводившую новое исследование.

Хорошие вибрации

a, Иллюстрация клитора мыши (синий, черная стрелка) в пределах генитального выступа. b, Сагиттальный (вертикальный) разрез (200 мкм) клитора. c, Примеры сложных (слева) и простых (справа) корпускул Краузе в клиторе. d, Иллюстрация головки полового члена (стрелка), выведенной наружу из втянутого препуция. e, Сагиттальный срез (200 мкм) головки полового члена взрослого человека f, Примеры сложных (слева) и простых (справа) телец Краузе в половом члене.

Джинти и другие биологи давно хотели изучить эти загадочные нейронные шарики. Но активировать и отслеживать определенные нейроны было практически невозможно, пока за последние 20 лет не появились передовые молекулярные методы.

В новой работе, опубликованной в журнале Nature Джинти и его коллеги активировали тельца Краузе как у самцов и у самок мышей, используя механические и электрические стимулы. Нейроны активировались в ответ на низкочастотные вибрации в диапазоне 40–80 герц. Джинти отмечает, что эти частоты обычно используются во многих секс-игрушках. Их разработчики нашли эту частоту экспериментально.

Исследователи обнародовали первый вариант работы на сервере препринтов bioRxiv еще до рецензирования. Теперь работа полностью проверена, поправки и рекомендации учтены.

Ученые обнаружили, что гениталии самцов и самок мышей содержат примерно одинаковое количество телец, которые распределяются по мере роста органов. Концентрируются телец на клиторе в 15 раз больше, чем на половом члене, потому что клитор меньше. «Клитор — это почти сплошные тельца Краузе», — говорит Джинти, объясняя, почему этот орган настолько чувствителен.

Чтобы узнать, какую роль корпускулы играют в сексе, команда генетически сконструировала мышей так, чтобы нейроны в тельцах Краузес активировались при вспышке света: у самцов возникала эрекция, у самок — вагинальные сокращения.. Мыши, которые были генетически модифицированы так, что у них совсем не было телец Краузе, не могли нормально спариваться, что позволяет предположить, что эти структуры необходимы для сексуального акта.

Большинство сенсорных нейронов развиваются еще до рождения. Но исследователи обнаружили, что тельца Краузе не развивались до тех пор, пока мышам не исполнилось около 4–6 недель — как раз перед тем, как животные достигли половой зрелости.

Исследователи показали, что тельца соединяются с определенной сенсорной областью спинного мозга. Стимуляция этой области вызывала эрекцию у самцов и сокращения у самок, даже если связь спинного мозга с головным была прервана. Это позволяет предположить, что сексуальные рефлексы являются непроизвольными и работают без команды головного мозга.

Сексуальное исцеление

Плотность телец Краузе на клиторе в 15 раз больше, чем на пенисе

Александр Чеслер, биолог из Национального центра здоровья в Бетесде, штат Мэриленд, говорит, что исследование дополняет работу его группы, опубликованную в прошлом году. В его работе было показано, что сенсорный белок в гениталиях необходим для успешного спаривания. «Исследования секса — это фундаментальная область биологии, поскольку секс — одна из главных движущих сил эволюции», — говорит Чеслер. Он надеется, что дальнейшие исследования этих телец Краузе помогут при лечении эректильной дисфункции и вагинальных болей.

Джинти и его коллеги теперь хотят изучить другие аспекты телец Краузе, например, как нейроны вызывают ощущения удовольствия в мозгу и сохраняют ли они свою чувствительность с возрастом. «Каждое открытие ведет к новому пониманию, мы ведь так много еще не знаем», — добавляет Джинти.