Женщины теряют свои Х-хромосомы — что является причиной этого?

Новое революционное исследование выявило генетические факторы, которые могут помочь объяснить, почему с возрастом у некоторых женщин наблюдается явление, называемое мозаичной потерей Х-хромосомы (mLOX). При mLOX некоторые клетки крови женщины со временем случайным образом теряют одну из двух своих Х-хромосом. Ученые полагают, что эта генетическая странность может привести к развитию ряда заболеваний, включая рак.
Женщины теряют свои Х-хромосомы — что является причиной этого?
Как клетки могут терять свои хромосомы?!

Исследователи из Национального института здравоохранения обнаружили, что определенные наследственные варианты генов делают некоторых женщин более восприимчивыми к развитию mLOX. Другие генетические вариации, которые они выявили, по-видимому, дают преимущество в избирательном росте клеткам крови, которые сохраняют одну Х-хромосому по сравнению с другими после возникновения mLOX.

кровь

Важно отметить, что исследование, опубликованное в журнале Nature, подтвердило, что женщины с mLOX имеют повышенный риск развития рака крови, такого как лейкемия, и повышенную восприимчивость к инфекциям, таким как пневмония. Это подчеркивает потенциальные последствия этой хромосомной аномалии для здоровья.

Как проходило исследование

Мозаичная потеря Y-хромосомы в клетках крови у мужчин также приводит к негативным последствия. Это также может быть фактором риска сердечной недостаточности и фиброза сердца у мужчин.

Чтобы выявить генетические основы mLOX, исследователи провели масштабный анализ почти 900 000 образцов крови женщин из восьми различных биобанков по всему миру. Примерно у 12% этих женщин были обнаружены признаки mLOX в клетках крови.

ДНК

Сравнивая ДНК женщин с mLOX и без него, команда выявила 56 распространенных вариантов генов, связанных с развитием этого заболевания. Известно, что многие из этих генов влияют на такие процессы, как аномальное деление клеток и предрасположенность к раку. Исследователи также обнаружили, что редкие мутации в гене под названием FBXO10 могут удвоить риск развития mLOX у женщин. Этот ген, вероятно, играет важную роль в клеточных процессах, которые приводят к случайной потере Х-хромосомы.

Возможно, самое интересное, что команда выявила генетические варианты, которые, по-видимому, предпочтительно сохраняются в Х-хромосоме, которая «побеждает» после возникновения mLOX. Проанализировав, какие варианты попали в сохраненный X, они смогли предсказать, какой X будет сохранен с точностью более 80% для женщин из группы самого высокого риска.

Исследователи подчеркивают, что необходимо провести дополнительную работу над тем, как mLOX взаимодействует с другими генетическими факторами и возрастными изменениями, чтобы полностью понять потенциальные последствия заболевания. Однако это новаторское исследование позволило раскрыть генетический код, стоящий за этой загадочной потерей хромосом.