Рентгеновский космический телескоп Chandra ищет обитаемые экзопланеты

Группа астрономов, используя рентгеновскую космическую обсерваторию NASA Chandra и космический телескоп ESA XMM-Newton исследовала звезды, которые находятся достаточно близко к Земле и слабо излучают в рентгеновском диапазоне. Именно такие звезды хорошо подходят для обитаемых планет.
Рентгеновский космический телескоп Chandra ищет обитаемые экзопланеты
Трехмерная карта звезд и реконструкция звезды и планеты. Cal Poly Pomona/B. Binder; Illustration: NASA/CXC/M.Weiss
Этот проект позволяет исключить из дальнейших исследований те звезды, которые интенсивно излучают в рентгеновском диапазоне. Даже если планета находится в зоне обитания такой звезда, и на ней есть поверхностные океаны, шансов найти на ней жизнь очень мало. По крайней мере такую жизнь, какой мы ее знаем.

Есть несколько факторов, влияющих на то, что может сделать планету пригодной для жизни в том виде, в котором мы ее знаем. Одним из этих факторов является количество опасного рентгеновского излучения и ультрафиолета, которые получает планета от своей родительской звезды. Жесткое излучение может повредить или даже уничтожить атмосферу планеты.

«Без характеристики рентгеновских лучей ее родительской звезды мы бы упустили ключевой элемент того, действительно ли планета пригодна для жизни или нет», — говорит Брианна Биндер из Калифорнийского государственного политехнического университета в Помоне. «Нам нужно посмотреть, какие дозы рентгеновского излучения получают эти планеты».

Жизнь в рентгеновском свете

На этом графике представлена трехмерная карта звезд, расположенных вблизи Солнца. Эти звезды находятся достаточно близко, чтобы стать основными объектами для прямого поиска планет с помощью телескопов будущего. Голубые объекты представляют собой звезды, которые наблюдались с помощью рентгеновской обсерватории NASA Chandra и рентгеновского аппарата ESA XMM-Newton. Желтая звезда в центре диаграммы — это Солнце. Концентрические кольца показывают расстояния в 5, 10 и 15 парсеков (один парсек равен примерно 3,2 световым годам).
NASA/CXC/M.Weiss

Биндер и ее коллеги начали со списка звезд, которые находятся достаточно близко к Земле. Сегодняшние телескопы не видят их планеты, но телескопы ближайшего будущего справятся с этой задачей. Они смогут увидеть планеты в обитаемых зонах. В число таких телескопов входят Обсерватория обитаемых миров (запуск запланирован на 2040 год) и Чрезвычайно большие наземные телескопы (Extremely Large Telescope, первые снимки телескопы этого проекта должны получить в 2028 году)

Основываясь на рентгеновских наблюдениях некоторых из близких звезд с использованием данных Chandra и XMM Newton, команда Биндер изучила, какие звезды могут создать для планет благоприятные условиями для формирования и процветания жизни.

Команда изучила, насколько интенсивно излучают звезды в рентгеновских лучах, и нет ли у этих звезд рентгеновских вспышек. Одной такой вспышки в некоторых случаях будет достаточно, чтобы уничтожить жизнь на планете.

«Мы идентифицировали звезды, в которых рентгеновская радиационная среда обитаемой зоны аналогична или даже мягче той, в которой развивалась Земля», — сказала Сара Пикок, соавтор исследования из Университета Мэриленда, округ Балтимор. «Такие условия могут сыграть ключевую роль в поддержании богатой атмосферы, подобной той, что существует на Земле».

Исследователи использовали данные, собранные телескопами Chandra и XMM о 57 звездах. У некоторых из них есть подтвержденные планеты. Большинство планет — это гиганты, такие как Юпитер, Сатурн или Нептун, и лишь немногие планеты примерно в два раза массивнее Земли.

Вероятно, у этих звезд есть еще много планет, в том числе таких, которые по размеру близки к Земле, но эти планеты пока не обнаружены.

«Мы не знаем, сколько планет подобных Земле будут обнаружены телескопами следующего поколения, но мы знаем, что время наблюдения на этих телескопах будет драгоценным и чрезвычайно трудным для получения», — говорит соавтор работы Эдвард Швитерман. «Рентгеновские данные помогают уточнить и расставить приоритеты в списке целей и позволят быстрее получить первое изображение планеты, похожей на Землю».