Болезни и плохая погода вызывают глобальную нехватку апельсинового сока
Основной причиной дефицита апельсинового сока является значительное сокращение урожая апельсинов в Бразилии, на долю которой приходится почти 70% мировых поставок апельсинового сока. Ожидается, что урожай в этом году снизится на 24% по сравнению с прошлым годом, и это уже третий урожай подряд, который был трудным.
Как с этим бороться?
Сейчас производители рассматривают возможность «смешивания» нового урожая апельсинов с замороженным соком, срок годности которого составляет около двух лет. А Международная ассоциация фруктовых и овощных соков добивается смягчения правил ООН в отношении пищевых продуктов, которые позволят добавлять в апельсиновый сок другие цитрусовые, такие как мандарины.
Но в долгосрочной перспективе эти решения создадут серьезные проблемы для отрасли. Приготовление соков требует дополнительной обработки, а логистика и транспортировка мандаринов и других фруктов на перерабатывающие предприятия приведут к увеличению затрат, что в конечном итоге приведет к повышению цены.
Решение этой проблемы требует долгосрочного стратегического мышления. Цепочка поставок апельсинового сока включает в себя закупку и сбор урожая, очистку и сортировку, приготовление сока, пастеризацию, упаковку, а иногда и дополнительную переработку.
Здесь задействовано множество предприятий: производители овощей, продуктов питания, переработчики фруктов, компании по смешиванию, фасовке соков и безалкогольных напитков. Все они работают по-разному. Например, во Флориде производители апельсинов диверсифицируются в агробизнес-компании, в то время как в Бразилии крупные переработчики по-прежнему собирают часть урожая на собственных землях.
В краткосрочной и среднесрочной перспективе розничным и оптовым торговцам необходимо обратить внимание на свои сети. Это может означать поиск неиспользованных поставщиков для развития альтернативных источников – например, Европа начала импортировать некоторые виды апельсинов из Египта.
В долгосрочной перспективе розничным и оптовым компаниям необходимо разработать новые подходы для повышения устойчивости своих цепочек поставок к климатическим угрозам.