Последнее слияние другой галактики с Млечным Путем случилось всего 3 миллиарда лет назад

Международная команда астрономов, работающих с космическим телескопом ESA Gaia, пришла к выводу, что большая часть звезд Млечного пути присоединилась к нашей галактике относительно недавно — за последние несколько миллиардов лет. А последнее слияние произошло всего 2,7 миллиарда лет назад.
Визуализация «морщинистого» ореола звезд вокруг Млечного Пути. Halo stars: ESA/Gaia/DPAC, T Donlon et al. 2024
3 миллиарда лет назад не только наше Солнце уже горело, не только все планеты уже выглядели примерно так, как и сегодня, но на Земле уже была жизнь. По астрономическим меркам — 3 миллиарда лет, это не так и много.

Наша галактика за свою жизнь сталкивалась со многими другими. Космический телескоп ESA Gaia показал, что последняя из этих катастроф произошла на миллиарды лет позже, чем мы думали.

Млечный Путь постоянно увеличивался по мере того, как другие галактики приближались, сталкивались с нашей галактикой, разрывались на части и поглощались нашей. Каждое столкновение вызывало появление «морщин», которые до сих пор пробегают по различным семействам звезд, влияя на их движение.

Одна из целей Gaia — разгадать историю нашей галактики, изучая эти морщины. Телескоп делает это, определяя положение и движение более 100 000 звезд рядом с нашим Солнцем, что составляет лишь небольшую часть из примерно 2 миллиардов звезд, которые наблюдает Gaia.

«С возрастом наше лицо покрывается все большим количеством морщин, но наша работа показывает, что для Млечного Пути верно как раз обратное», — говорит ведущий автор нового исследования, проведенного Gaia. Работа опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society,

«Глядя на то, как эти морщины со временем исчезают, мы можем проследить, когда Млечный Путь пережил последнее большое столкновение — и оказывается, что это произошло на миллиарды лет позже, чем мы думали».

Модель столкновения Млечного Пути (горизонтальный диск) с карликовой галактикой
ESA

Эти галактические морщины были обнаружены Gaia только в 2018 году. Это исследование является первым, которое точно определило время столкновения, вызвавшего образование морщин, путем сравнения наблюдений с космологическими моделями.

Последнее слияние

Гало Млечного Пути содержит большую группу звезд с необычными орбитами, многие из которых, как полагают, были приняты в нашу галактику во время события, которое астрономы называют «последним крупным слиянием». Как следует из названия, это последний случай, когда наша галактика испытала столкновение с другой галактикой — предположительно массивной карликовой галактикой, которая наполнила Млечный Путь звездами.

Ученые датировали это слияние примерно 8-11 миллиардами лет назад, когда Млечный Путь находился в еще начальной стадии развития. Но данные Gaia, опубликованные в рамках третьего выпуска данных телескопа в 2022 году, предполагают, что было еще одно слияние.

«Чтобы звездные морщины были такими четкими, как они появляются в данных Gaia, звезды должны были присоединиться к нам менее 3 миллиардов лет назад», — говорит соавтор работы Хайди Джо Ньюберг.

На видео модель столкновения Млечного пути с карликовой галактикой Стрельца. Судя по послеlним данным Gaia, модель придется сильно откорректировать

После моделирования слияний, астрономы смогли уточнить время, когда Млечный Путь столкнулся в последний раз к другой галактикой: 2,7 миллиарда лет назад.

Выводы, сделанные астрономами, достаточно радикальные: большая часть звезд Млечного Пути присоединилась к нам в течение последних нескольких миллиардов лет. Вполне возможно, что к Млечному Пути присоединилась не одна галактика, а целая группа.