«Чанъэ-6» перегрузил на орбитальный космический корабль образцы лунного грунта

По данным Китайского национального космического управления (CNSA), в четверг 6 июня произошло успешное сближение и стыковка подъемного лунного зонда «Чанъэ-6» и его орбитального модуля. Контейнер с образцами был успешно перегружен на возвращаемый корабль.
«Чанъэ-6» перегрузил на орбитальный космический корабль образцы лунного грунта
«Чанъэ-6» сделал несколько снимков своей ноги и окрестностей, которые были сшиты вместе для создания этой панорамы. CNSA via Xinhua/Alamy
Стыковка — «Чанъэ-6» с орбитальным кораблем была одной из самых сложных частей миссии: два робота, вращающиеся вокруг Луны со скоростью 5900 километров в час должны были сойтись и мягко коснуться друг друга. И все это получилось.

Передача контейнера с лунными образцами была завершена 6 июня к 15:24 по пекинскому времени. Это был второй случай, когда космические аппараты Китайского космического агентства осуществили стыковку на лунной орбите. Предыдущим примером была миссия «Чанъэ-5»..

Сбор лунных образцов

Изображение посадочного аппарата «Чанъэ-6» на лунной поверхности на дальней стороне Луны
CNSA

Посадочный модуль «Чанъэ-6» совершил успешную посадку на Луну 2 июня в заранее выбранном месте в Бассейне Южный полюс-Эйткен (SPA), старейшем и крупнейшем лунном ударном кратере Луны. Затем «Чанъэ-6» автономно развернул бур и ковш для сбора почвы и реголита — материала, покрывающего поверхность Луны. Образцы весят около 2 килограммов. «Процесс отбора проб прошел очень гладко», — говорит Чунлай Ли, заместитель главного конструктора миссии Национальной астрономической обсерватории Китая в Пекине.

Ли говорит, что точное место приземления «Чанъэ-6» — 41,63 градуса южной широты и 153,99 градуса западной долготы, а это означает, что образцы будут в основном состоять из базальтов — темной, остывшей лавы. Подобный материал ранее был доставлен на Землю для анализа с ближней стороны Луны миссией «Чанъэ-5».

Возраст базальтов оценивается примерно в 2,4 миллиарда лет, что намного моложе, чем сам Бассейн SPA, говорит планетарный геолог Альфред МакИвен из Университета Аризоны в Тусоне. «В собранном реголите также должны быть фрагменты более древних пород», — говорит журналу Nature МакИвен.

Ученые надеются использовать образцы из бассейна SPA, чтобы точно измерить его возраст и улучшить понимание ранней истории Земли и других планет.

По данным Национального космического управления Китая (CNSA) в Пекине, после того, как образцы были загружены и запечатаны, аппарат запустил двигатель в 7:38 утра 4 июня, оторвался от места приземления и через шесть минут достиг назначенной лунной орбиты.

Ожидается, что полет «Чанъэ-6» к Земле продлится около трех недель и завершится примерно 25 июня, когда возвращаемая капсула будет сброшена и приземлится на пастбищах Сизиванг Баннер в автономном районе Внутренняя Монголия на севере Китая.