В Индии обнаружен новый вид муравьев металлического синего цвета

Группа энтомологов неожиданно для самих себя сделала поразительное открытие: исследуя густые леса индийского штата Аруначал-Прадеш, они наткнулись на ярко-синие объекты, которые сверкали словно драгоценные камни. Разглядев их повнимательнее, ученые обнаружили, что это были муравьи — неизвестного ранее вида!
В Индии обнаружен новый вид муравьев металлического синего цвета
ZooKeys / Sahanashree R

Долгое время ученым было известно о существовании муравьев только четырех цветов: черного, коричневого, красноватого или желтоватого. Но как оказалось, они бывают и ярко-синего оттенка.

Из 16 724 известных видов и подвидов муравьев во всем мире лишь единицы обладают голубой окраской или переливами, но таких, чтобы полностью были окрашены в синий цвет, ранее не наблюдалось.

Новый вид муравьев Paraparatrechina neela

Энтомологи дали виду такое название неспроста: на языке хинди «neela» означает синий цвет. А Paraparatrechina — это род мелких муравьев, широко распространенный в Азии, Африке, Австралии и Тихоокеанском регионе. До недавних пор в Индии обитал только один известный вид рода, Paraparatrechina aseta, который был описан еще в 1902 году. И казалось, что больше регион не сможет ничем удивить... Ан нет! Даже спустя век он преподносит ученым сюрпризы. Новый вид муравьев был обнаружен в дупле дерева в отдаленной индийской долине Сианг в деревне Инку на высоте около 3 метров.

Вид на долину Сианг в Индии
Вид на долину Сианг, где были обнаружены неизвестные ранее синие муравьи
Phys.org

Как отмечают исследователи, это поистине удивительная находка, так как P. neela отличается от своих сородичей уникальным сочетанием физических особенностей. У обнаруженных муравьев на один зуб меньше на нижних челюстях, отчетливо приподнят участок проподеума (первый брюшной сегмент, срастающийся с грудной клеткой), голова субтреугольной формы и необычный окрас ног и усиков: они выцветают до коричневато-белого.

Однако функцию синей окраски и какие механизмы лежат в ее основе исследователи пока не могут разгадать. У других животных яркие оттенки могут выполнять множество возможных функций – от общения и маскировки до терморегуляции, но для чего она нужна муравьям, пока не ясно.

«Эта яркая особенность вызывает интригующие вопросы. Помогает ли она в общении, маскировке или других экологических взаимодействиях? Изучение эволюции этой заметной окраски и ее связи с высотой над уровнем моря и биологией P. neela открывает захватывающие возможности для исследований»
Авторы исследования
Новый вид муравьев Paraparatrechina neela синего цвета
ZooKeys / Sahanashree R

Тем не менее ученые уверены, что эти муравьи являются важнейшими элементами лесных экосистем, поскольку они, оп всей видимости, играют важную роль в таких процессах, как круговорот питательных веществ и распространение семян.