«Гонка вооружений» между кукушками и птицами, которых они обманывают, ведет к образованию новых видов

Международная группа исследователей показала, что бронзовые кукушки могут эволюционировать, чтобы их птенцов не выбрасывали из гнезд птицы-хозяева, которым кукушки подбрасывают свои яйца. В результате такой эволюционной «гонки вооружений», возникают новые виды кукушек.
Самец крапивника приносит еду птенцу бронзовой кукушки Хорсфилда. Mark Lethlean
Теория коэволюции утверждает, что когда тесно взаимодействующие виды вызывают эволюционные изменения друг друга, могут появиться новые виды. Но до сих пор реальных доказательств этого процесса практически не было.

Международная группа исследователей нашла доказательства того, что коэволюция связана с видообразованием. Ученые изучали эволюционную «гонку вооружений» между кукушками и птицами-хозяевами, которых они эксплуатируют. Статья опубликована в журнале Science.

Бронзовые кукушки откладывают яйца в гнезда мелких певчих птиц. Вскоре после того, как птенец кукушки вылупится, он выталкивает яйца хозяев из гнезда. Птица не только теряет все свои яйца, но и тратит несколько недель на выкармливание кукушки, что отнимает ее драгоценное время, когда она могла бы размножаться сама.

Каждый вид бронзовой кукушки очень похож на внешний вид птенцов своего птицы-хозяина. Это обманывает родителей-хозяев, заставляя их принять кукушку за своего птенца.

Исследование показывает, как эти взаимодействия могут привести к появлению новых видов, когда вид кукушки эксплуатирует несколько разных видов птиц-хозяев. Если птенцы каждого вида-хозяина имеют различный внешний вид и хозяева отвергают птенцов странного вида, тогда кукушки расходятся на отдельные генетические линии, каждая из которых имитирует птенцов своего хозяина. Эти новые линии являются первым признаком появления новых видов.

Птица-хозяин большеклювая гаичка выталкивает из гнезда птенца бронзовой кукушки. Hee-Jin Noh

«Это открытие потенциально может быть применимо к любым парам видов, которые сражаются друг с другом. Точно так же, как мы видели на примере кукушки, коэволюционная гонка вооружений может привести к появлению новых видов и увеличению биоразнообразия на нашей планете», — говорит соавтор исследования профессор Килнер из Кембриджского университета.

Искусство обмана

Разительные различия между птенцами разных линий бронзовой кукушки соответствуют тонким различиям в оперении и криках взрослых особей, которые помогают самцам и самкам, специализирующимся на одном и том же хозяине, распознавать друг друга и спариваться.

Птенцы бронзовой кукушки слева, птенцы хозяев справа
Naomi Langmore

«Кукушки очень дорого обходятся своим хозяевам, поэтому хозяева развили способность распознавать и выбрасывать птенцов кукушек из своих гнезд», — говорит профессор Наоми Лэнгмор из Австралийского национального университета в Канберре, ведущий автор исследования. «Только кукушки, которые больше всего напоминают птенцов хозяина, имеют шанс выжить, поэтому на протяжении многих поколений птенцы кукушек эволюционировали, чтобы имитировать птенцов хозяина».

Широкомасштабный анализ всех видов кукушек показал, что те линии, которые являются наиболее дорогостоящими для своих хозяев, имеют более высокие показатели видообразования, чем менее дорогостоящие виды кукушек и их непаразитические родственники.