Как черви вызвали взрыв биоразнообразия на Земле 480 миллионов лет назад

Жизнедеятельность доисторических червей и других беспозвоночных на дне океана вызвала цепочку событий, которые высвободили кислород в океан и атмосферу и дали толчок так называемому Великому ордовикскому событию, когда образовались многие виды живых организмов. Это случилось примерно 480 миллионов лет назад. К таким выводам пришли исследователи из Университета Джонса Хопкинса.
Как черви вызвали взрыв биоразнообразия на Земле 480 миллионов лет назад
Во время Великого ордовикского события 480 миллионов лет назад появились морские лилии. Википедия
Один из самых значимых всплесков биоразнообразия на Земле — 30-миллионный период эволюционных изменений, во время которого возникли бесчисленные новые виды, возможно, связан с самым скромным существом, которое и следует благодарить за жизненно важный этап в истории жизни: с червями.

Согласно новым данным, жизнедеятельность доисторических червей и других беспозвоночных на дне океана вызвала цепочку событий, которые высвободили кислород в океан и атмосферу и дали толчок так называемому Великому ордовикскому событию биодиверсификации, произошедшему примерно 480 миллионов лет назад. К таким выводам пришли исследователи из Университета Джонса Хопкинса. Результаты работы опубликованы в журнале Geochimica et Cosmochimica Acta.

«Действительно трудно представить, что такие маленькие животные, которых сегодня даже не существует, могли так глубоко изменить ход эволюционной истории», — говорит старший автор работы Майя Гомес. «Благодаря этой работе мы сможем изучить химию ранних океанов и по-новому интерпретировать части геологической летописи».

Главное — кислород

Великое ордовикское событие. Бластоидеи или морские бутоны.
Pentremites godoni. Окаменелость
Великое ордовикское событие. Бластоидеи или морские бутоны. Pentremites godoni. Окаменелость

Чтобы лучше понять, как изменения уровня кислорода повлияли на крупномасштабные эволюционные события, Гомес и ее исследовательская группа обновили модели, которые подробно описывают время и темпы увеличения количества кислорода на протяжении сотен миллионов лет.

Ученые исследовали взаимосвязь между перемешиванием осадка, вызванным, в частности, роющими червями, с минералом под названием пирит, который играет ключевую роль в накоплении кислорода. Чем больше пирита образуется и закапывается под илом или песком, тем больше повышается уровень кислорода.

Великое ордовикское событие. Появление эдриоастероидей Streptaster vorticellatus (13 мм в поперечнике). Вымерший вид. Окаменелость

Исследователи измерили количество пирита в девяти местах вдоль береговой линии Мэриленда в Чесапикском заливе. Участки с перемешанными осадками толщиной в несколько сантиметров содержали значительно больше пирита, чем места без перемешивания и места, где пирит оказался глубоко закопан.

Новые данные показывают, что при перемешивании тонкого слоя отложений с водой с очень низким уровнем кислорода пирит, сера и органический углерод подверглись воздействию кислорода ровно в той степени, чтобы дать толчок образованию еще большего количества пирита.

«Условия должны быть подходящими. Почву нужно немного перемешать, чтобы кислород попал в осадок, но не слишком много, иначе кислород разрушит весь пирит», — говорит соавтор работы Калев Ханцу.

Когда исследователи применили эту новую взаимосвязь между пиритом и глубиной перемешивания отложений к существующим моделям, они обнаружили, что уровень кислорода оставался относительно неизменным в течение миллионов лет, затем повысился в палеозойскую эру, а резкий подъем произошел в ордовикский период.

По словам исследователей, дополнительный кислород, вероятно, способствовал Великому ордовикскому событию, когда новые виды быстро появлялись и процветали.