Ученые выяснили генетическую причину появления «лакричных» кошек в Финляндии

В 2007 году в Финляндии был обнаружен новый тип кошек, чья шерсть имеет необычный окрас. Эти животные похожи на кошек в «смокингах», но их черная шерсть на спине ближе к кончикам становится белой. Теперь исследователям удалось выяснить генетическую основу этого необычного окраса.
Ученые выяснили генетическую причину появления «лакричных» кошек в Финляндии
Anderson et al., Animal Genetics 2024; (CC BY 4.0)
В 2007 году в Финляндии начали появлятся дикие кошки с необычным окрасом, который напоминал популярную в стране соленую лакрицу

Дикие кошки, которые начали появляться в Финляндии с 2007 года, обладают тем же окрасом, что и коты в «смокингах»: темная шерсть на спине, белая – на груди, животе и лапах. Однако у этих уникальных животных темная шерсть имеет градиент от черного в основании волос до белого на концах.

Кошки получили название «салмиак» (фин. salmiakki) из-за сходства с соленой лакрицей, кондитерским изделием, популярным в Финляндии.

Генетическое исследование

Anderson et al., Animal Genetics 2024; (CC BY 4.0)

В новом исследовании, опубликованном в журнале Animal Genetics, ученые из Университета Хельсинки в Финляндии взяли образцы ДНК у четырех кошек с «лакричным» окрасом.

Анализ не выявил никаких классических генетических мутаций, влияющих на белый окрас шерсти у этих кошек. Однако, проведя полное секвенирование генома, исследователи обнаружили крупную мутацию в гене KIT – около 95 000 пар оснований, составляющих ДНК, отсутствовали. Именно это, по словам ученых, и влияет на необычный окрас.

Для подтверждения выводов ученые протестировали 181 финскую кошку (некоторые с шерстью цвета соленой лакрицы, а некоторые без). Мутация была обнаружена у трех животных – именно у тех, что имели необычный окрас.

Интересно, что все три кошки имели по две копии данной мутации, что свидетельствует о ее рецессивности. Таким образом, обе родительские особи должны иметь хотя бы одну копию мутации, чтобы потомство унаследовало этот окрас.

Кошка

По словам исследователей, открытие не только углубляет понимание генетики окраса кошек, но и может быть полезным для селекционных программ, направленных на сохранение данного признака.