Нейроны коры головного мозга способны к самоорганизации

Ученые из Университета Миннесоты и Франкфуртского института перспективных исследований исследовали процессы, происходящие в коре головного мозга. Ученые обнаружили, что кора головного мозга может преобразовывать случайные входные данные в высокоорганизованные модели нейронной активности.
Нейроны коры головного мозга способны к самоорганизации
Изображение на основе данных электронного микроскопа, показывающее расположение нейронов во фрагменте коры головного мозга. Нейроны окрашены в соответствии с размером. Google Research & Lichtman Lab (Harvard University). Renderings by D. Berger (Harvard University)
Еще в 1952 году великий математик Алан Тьюринг разработал теорию формирования тканей и органов из первичных клеток. Ее идея проста: если активность в одной точке «окружена» подавляющим активность воздействием, то образуется, своего рода пик. Если процесс повторяется, то возникают периодические структуры. Они возникают сами из-за взаимодействия соседних частиц (или клеток, или нейронов). Их никто не программирует «сверху». Теперь эта теория нашла подтверждение в развитии коры мозга.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

«Эта трансформация важна в первую очередь потому, что она, по-видимому, происходит полностью внутри самой коры головного мозга, то есть мозг сам организует свои функции во время развития», — говорит соавтор работы Гордон Смит.

Ученый поясняет, почему это так важно: «Это говорит о том, что нарушения локальных взаимодействий между соседними нейронами могут радикально изменить глобальные функции мозга, а это в дальнейшем может повлиять на сенсорное восприятие и, возможно, привести к расстройствам нервного развития, таким как аутизм».

Один нейрон (белый) с 5 600 аксонами (синий), которые к нему подключаются. Синапсы, обеспечивающие эти связи, показаны зеленым цветом.

В самоорганизующейся системе локальные взаимодействия объединяются, порождая крупномасштабные структуры. Объединив теорию и эксперимент, исследовательская группа смогла показать, что математические законы, аналогичные тем, которые управляют развитием структур мозга, работают в самом широком спектре живых и неорганических систем, таких, например, как формирование пятен в окраске рыб или расстояние между песчаными дюнами.

Как возникают нейронные сети

a Механизм LE/LI: взаимодействие на коротких расстояниях через сеть, связанную с эффективным локальным возбуждением (красный) и латеральным торможением (синий). b Сети с такой схемой связи могут избирательно усиливать активность на характерной длине волны Λ.
Nature Communications (2024). DOI: 10.1038/s41467-024-48341-x

«Наши результаты показывают, что паттерны нейронной активности в ранней коре возникают динамически через петли обратной связи, которые включают баланс между локальной активацией и боковым торможение. Это подтверждает теоретическую гипотезу развития мозга, возникшую еще десятилетия назад», — сказал соавтор работы Маттиас Кашубе.

Равномерная оптогенетическая стимуляция вызывает различные паттерны модульной активности
Nature Communications (2024). DOI: 10.1038/s41467-024-48341-x

Исследовательская группа использовала оптические инструменты, чтобы напрямую продемонстрировать, как крупномасштабная структура нейросетей мозга возникает из самих сетей, а не воспроизводит внешний паттерн. Исследовательской моделью стали генномодифицированные хорьки.

«Благодаря использованию передовых оптических методов эти эксперименты позволили нам проверить давнюю научную теорию и показать, что мозг организует свою собственную деятельность на раннем этапе развития», — сказал доктор Смит.

Ученые в дальнейшем собираются описать конкретные процессы изменений коры и разобраться, как самоорганизация нейронов, запущенная на ранних этапах развития, влияет на сенсорное восприятие взрослого организма. В первую очередь это важно для понимания причин аутизма.