Парасомния: Что происходит в мозгу лунатика
Большинство из нас представляют себе лунатика как человека, который бессознательно ходит вокруг с закрытыми глазами и вытянутыми перед собой руками. На самом деле у лунатиков глаза обычно открыты, и они могут взаимодействовать с окружающей средой довольно сложным образом. Ученые, изучающие сон, называют такое поведение «парасомнией». Оно может включать в себя как простые действия, такие как сидение в постели, так и более сложные. Иногда лунатик встает, передвигается по комнате, кричит, чего испугавшись.
Хотя парасомнии сложного типа чаще встречаются у детей, примерно 2–3% взрослых испытывают их достаточно регулярно. «Люди могут причинить вред себе и другим во время приступов парасомнии, а потом испытывают глубокое смущение за то, что они сделали», — говорит Франческа Сиклари, соавтор работы.
Парасомния в лабораторных условиях
Сиклари и ее команда провели исследование, чтобы лучше понять, что происходит в мозге во время парасомний. «Принято считать, что сновидения происходят только во время фазы быстрого сна. Теперь мы знаем, что сновидения могут возникать и в других фазах. Те, кто испытывает парасомнии во время медленного сна, иногда сообщают о переживаниях, подобных сновидениям». Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.
Сиклари и ее команда исследовали переживания и модели мозговой активности пациентов с парасомнией во время фазы медленного сна. Измерить активность мозга во время эпизода парасомнии непросто. Пациенту необходимо заснуть, пережить эпизод и записать активность мозга во время движения.
«В настоящее время очень мало исследований, которым удалось решить эту проблему. Но благодаря множеству электродов, которые мы используем в лаборатории, и некоторым специфическим методам анализа, мы теперь можем получать очень чистый сигнал, даже когда пациенты передвигаются», — объясняет Сиклари.
Команда Сиклари может спровоцировать в лаборатории эпизод парасомнии, но для этого требуются два последовательных сеанса. Во время первого пациент спит нормально. За этим следует ночь, в течение которой пациент бодрствует, и ему разрешают уснуть только под утро.
Во время записи второго сеанса пациент подвергается воздействию громкого звука при входе в стадию глубокого сна. И в некоторых случаях это приводит к эпизоду парасомнии. После того как пациент очнется, он может рассказать, что он помнит.
Мозг во время эпизода парасомнии
В 56% случаев пациенты сообщали, что во время эпизода парасомнии им снились сны. «Часто речь шла о надвигающемся несчастье или опасности. Некоторые сообщали, что думали, что потолок вот-вот рухнет. Один пациент думал, что потерял ребенка, другой рылся в простынях, а затем встал в постели, чтобы спасать божьих коровок», — объясняет Сиклари.
«В 19% случаев пациенты ничего не испытывали и просто просыпались и обнаруживали, что занимаются чем-то занимаются, например, сидят на постели». Остальные сообщили, что они что-то испытали, но не могли вспомнить, что именно.
Основываясь на этих трех категориях, группа Сиклари сравнила измеренную активность мозга и обнаружила явные параллели. По сравнению с пациентами, которые ничего не испытывали, у пациентов, которые видели сны во время эпизода парасомнии, ученые зарегистрировали такую же активность, как в мозге человека, который видит сновидение при быстрой фазе сна.
По мнению ученых эпизод парасомнии происходит в том случае, когда громкий звук раздается в тот момент, когда пациент уже видит сон. Но пациенты никогда не упоминают этот звук. Обычно они говорят об ощущении приближающейся опасности. Сиклари говорит: «Чем громче звук, тем выше вероятность, что мы спровоцируем эпизод».
Исследование парасомнии только начинается. Ученые надеются разработать прибор, который позволит пациентам записывать активность мозга дома, а не в лаборатории. Тогда удастся собрать гораздо больше разнообразных данных и станет более понятно какие именно регионы мозга отвечают за возникающий лунатизм.
Сиклари говорит: «Наша работа может способствовать более конкретным медикаментозным вмешательствам. Парасомнии часто лечат неспецифическими снотворными препаратами, которые не всегда эффективны и могут иметь негативные побочные эффекты. Если мы сможем определить, почему нервная система работает ненормально, мы сможем в конечном итоге попытаться разработать более точные методы лечения».