Впервые медвежья кость с 17 насечками была найдена в 1950-х годах в пещере Дзядова Скала на юге Польши. Считалось, что кость возрастом 115 000–130 000 лет является свидетельством когнитивных способностей неандертальцев. Однако до недавнего времени объект не изучался подробно.
Медвежья кость с насечками может быть древнейшим образцом неандертальской культуры в Европе

Теперь ученые, используя методы микроскопии и рентгеновской компьютерной томографии, раскрыли некоторые подробности этого древнего артефакта.
Анализ древней медвежьей кости

В новом исследовании, опубликованном в The Journal of Archaeological Science, ученые повторно проанализировали древний объект из польской пещеры.
Они пришли к выводу, что насечки на кости «представляют собой упорядоченный набор», который не мог появиться случайным образом (например, во время разделывания туши животного). Вероятно, отметины были оставлены намеренно каменным инструментом, который держали в правой руке. Они могли иметь символическое значение.
Артефакт указывает на «развитые когнитивные и рефлексивные способности их создателя». Однако исследователи не могут расшифровать их точное значение. Предположительно, насечки выступали как «числовые обозначения», либо как украшения.
По словам авторов, подобные неандертальские артефакты не упоминались в археологических записях ранее 130 000 лет назад. Следовательно, кость с насечками можно считать одним из самых древних объектов символической культуры в Европе.
Охота на медведей

Почти одновременно с анализом насечек на медвежьей кости вышла похожая работа (но с другими выводами).
В исследовании, опубликованном в журнале Quaternary Science Reviews, ученые проанализировали останки доисторических медведей, которые были найдены на археологическом памятнике Пайро на юго-востоке Франции.
Кости возрастом от 130 000 до 300 000 лет, принадлежавшие пещерным медведям (Ursus spelaeus) и бурым медведям (Ursus arctos), также имели следы насечек. Однако они были оставлены неандертальцами в результате разделки и снятия шкуры.
По словам ученых, это одно из ранних свидетельств того, что неандертальцы охотились на медведей в Европе.