Полмиллиона лет назад предки человека охотились на слонов, подстерегая их на путях сезонных миграций
Доктор Меир Финкель и профессор Ран Баркай с факультета археологии и древних ближневосточных культур Тель-Авивского университета опубликовали в журнале Archaeologies, исследование, посвященное древним людям, жившим в Верхней Галилее (современный Израиль).
До сих пор оставалось много неясного в сделанных здесь находках Среднего палеолитического периода (около полумиллиона лет назад). Археологи постоянно наталкиваются на разработанные во время палеолита выходы кремня, но почему-то такие же выходы сравнительно неподалеку — остались совершенно нетронутыми. Почему? Что привлекало живших в Верхней Галилее Homo erectus (наиболее вероятных предков Homo sapiens) в одних месторождениях и мешало брать кремень в других. Вроде бы кремень — и там, и там отлично подходит для изготовления орудий и оружия.
Профессор Ран Баркай говорит: «Древним людям требовались три вещи: вода, еда и камень. Если вода и еда необходимы всем существам, то людям необходим еще и камень, чтобы делать орудия для охоты и разделки животных. Вопрос в том, почему мы находим вокруг одних обнажений горных пород тысячи каменных орудий, а рядом с ними такие же обнажения, не использовавшиеся для изготовления орудий?»
Археологи знают, что охотники-собиратели придают большое значение источнику камня — самому карьеру. Они считают, что само место наполняет камень силой. Люди совершают паломничество к таким местам из поколения в поколение и оставляют свои подношения. Но остается неясно, почему одни карьеры признаются такими «местами силы», а другие — нет.
На протяжении почти 20 лет профессор Баркай и его коллеги исследовали места добычи кремня и изготовления инструментов в Верхней Галилее. Эти памятники характеризуются крупными обнажениями кремня, удобными для изготовления изделий, и расположены достаточно близко от основных палеолитических стоянок долины Хула — Гешер Бенот Яаков и Мааян Барух.
Все дело в слонах
И тогда ученые предположили, что все дело не в кремнях, а в слонах. Слоны были основным компонентом рациона древних людей. Исследователи сопоставили базу данных о распределении мест добычи кремня с базой данных о путях миграции слонов. Тогда стало видно, что места добычи и раскола кремня располагались недалеко от путей миграции слонов.
«Слон потребляет в среднем 400 литров воды в день, и поэтому у него достаточно постоянные маршруты миграции», — говорит доктор Финкель. — «Это животные, которые полагаются на ежедневный запас воды и, следовательно, на источники воды — это берега озер, рек и ручьев».
Ученые обнаружили места охоты и переработки слонов там, где ручей или река проходит сквозь горную гряду или там, где к берегам озера близко подходят горы.
Древние люди не умели долго сохранять тушу слона. Ее приходилось сразу разделывать и защищать от хищников. Поэтому необходимо было заранее подготовить оружие и место добычи кремня должно быть поблизости.
Доктор Финкель говорит, что именно «по этой причине мы находим места добычи и кремня в Верхней Галилее недалеко от мест разделки слонов, а эти места расположены вдоль путей миграции слонов».
Исследователи применили модель, которую они разработали в Израиле к нескольким памятникам нижнего палеолита в Азии, Европе и Африке, — там, где есть такая «триада»: еда, вода и кремень. Объектами охоты в этих местах были слоны или мамонты, а в более позднее время и другие животные — бегемоты, верблюды и лошади.
«Похоже, что святая троица палеолита справедлива везде: где была вода, были и слоны, а где бы ни были слоны, людям приходилось находить подходящие обнажения горных пород, чтобы добывать камень и делать инструменты, чтобы охотиться и разделывать туши», — говорит профессор Баркай. — «Это была традиция: на протяжении сотен тысяч лет слоны бродили по одному и тому же маршруту, а люди поблизости производили каменные орудия. В конечном итоге эти слоны вымерли, и мир изменился навсегда».