Как мозг реагирует на структуру предложений, когда мы говорим и слушаем
В исследовании Института психолингвистики Макса Планка и Университета Радбауд в Неймегене нейробиологи изучали обработку предложений во время спонтанной речи.
И говорение, и слушание подразумевают объединение слов в предложение в соответствии с грамматическими правилами. Однако точное время этой «синтаксической обработки» остается неясным. Построение предложений изучается реже, чем понимание предложений. Более того, исследователи обычно изучают построение предложений с помощью сложных задач, которые сильно отличаются от говорения в естественных ситуациях.
«Синтаксическая обработка позволяет нам комбинировать слова для создания новых значений», — говорит старший научный сотрудник Питер Хагурт, директор Института мозга, познания и поведения Дондерса. «Мы исследовали реакцию мозга на спонтанную речь, чтобы лучше понять, как мозг это делает и чем этот процесс отличается, когда мы говорим и когда слушаем».
Как выглядит «Шерлок» из МРТ
Исследователи решили сравнить реакцию мозга на синтаксическую обработку во время спонтанной речи и слушания. Носители английского языка посмотрели серию сериала BBC «Шерлок», находясь в МРТ-сканере. Потом их попросили рассказать, что они увидели своими словами. Затем другие участники слушали рассказ одного из участников об этом эпизоде («Там все началось с перестрелки, похожей на сон»). Это позволило команде сравнить активность мозга во время произнесения и прослушивания одних и тех же предложений.
Команда проанализировала синтаксическую структуру каждого произнесенного предложения и смоделировала, сколько синтаксических операций необходимо выполнить над каждым словом, чтобы такую структуру построить. Затем ученые выяснили, какие области мозга чувствительны к этим синтаксическим операциям во время разговора и слушания.
Ранняя или поздняя активация
Во время разговора области мозга, связанные с синтаксической обработкой, демонстрировали повышенную активацию в начале предложений. Это указывает на то, что пока мы говорим, мы строим структуру предложения постепенно — слово за словом, ожидая, что будет дальше. Напротив, во время прослушивания активность мозга увеличивалась к концу фраз — групп слов, которые функционируют как грамматические единицы. Чтобы понять предложение, участники этого исследования с большей вероятностью использовали выжидательный подход, чтобы успешно интегрировать всю доступную информацию в структуру.
«Это исследование приближает нас к пониманию сходств и различий между говорением и слушанием, и того, как эти повседневные функции реализуются в мозге», — говорит первый автор работы Лаура Джильо.
«Будущие исследования могут использовать нашу работу для лучшего моделирования реакций мозга на лингвистическую обработку и лучшего описания сложных взаимосвязей между речью и слушанием» — говорит Джильо.