Ученые выяснили, что теорема Пифагора о «совершенной» музыкальной гармонии ошибочна

Про теорему Пифагора и его штаны, вероятно, со средней школы помнит каждый. Однако древнегреческий ученый занимался не только математикой и философией, но и многими другими областями, в том числе и музыкой. Теперь же исследователи выяснили, что его музыкальная теория была ошибочной.
Ученые выяснили, что теорема Пифагора о «совершенной» музыкальной гармонии ошибочна
Unsplash
Оказывается, человеку более приятны несовершенные сочетания звуков

Согласно теории Пифагора, точные математические соотношения между частотами нот создают консонансы, а отклонения от них – диссонансы. На этой концепции основана западная музыка: считается, что аккорды, придерживающиеся определенных соотношений (например, 3:2 или 4:3) вызывают ощущение покоя, устойчивости и гармонии. Напротив, диссонансы (вроде 8:15 и 15:16) звучат беспокойно и сумбурно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако теперь исследователи посчитали, что люди предпочитают более грубую музыку, которая отклоняется от принципов консонанса. И решили это проверить.

Опровержение идеи Пифагора

Музыка
Unsplash

В новом исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications, ученые провели 23 онлайн-эксперимента, в которых приняли участие более 4000 участников из США и Южной Кореи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Добровольцам включали различные аккорды и просили их оценить, насколько приятно они звучат, передвигая ползунок. Среди были как традиционные западные аккорды, так и звуки незападных инструментов, вроде бонанга.

Исследователи обнаружили, что участники отдавали основное предпочтение близким к идеалу, но все же «негармоничным» звукам, отклоняющимся от западных норм.

Людям нравились звуки того же бонанга – индонезийского ударного инструмента. Его аккорды, хоть они и соответствуют музыкальной гамме, невозможно повторить с помощью западных инструментов.

Так выглядит бонанг
Так выглядит бонанг
Wikimedia

Исследователи считают, что их работа может дать толчок для современных западных музыкантов, которые хотят разнообразить свое творчество и внести в него что-то новое. Например, звучание азиатских инструментов.