Исследование: школьная форма негативно сказывается на подвижности детей
Принято считать, что школьная форма впервые была утверждена 27 февраля 1834 года Николаем I. В тот день вышел «Указ о гражданских мундирах», согласно которому студентам и воспитанникам всех учебных заведений необходимо было надевать мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным воротником. Впоследствии стиль менялся, форма начала постепенно принимать гражданский вид: во времена Союза появились школьные платья с фартуком для девочек, а для мальчиков — брючные костюмы.
К началу 1990-х форму в российских школах отменили, вот тогда молодежь получила полную свободу: в стенах учебного заведения можно было увидеть приверженцев различных субкультур, детей с разноцветными волосами, в рваных джинсах, ярких кофтах и т.д. Положить конец такой самовольности решили в 2013 году: отныне каждое образовательное учреждение должно было самостоятельно утвердить школьную форму. Чаще всего это были вещи, относящиеся к деловому стилю.
Производители и сторонники школьной формы часто характеризуют ее как удобную и практичную. Исследователи из Кембриджского университета решили проверить, так ли это на самом деле.
Как школьная форма влияет на физическую активность детей
Для анализа были использованы данные об активности более миллиона школьников в возрасте от пяти до 17 лет из 135 стран. Полученные сведения сравнили с показателями, рекомендованными Всемирной организацией здравоохранения: ребенок должен уделять в среднем 60 минут физической активности ежедневно.
Оказалось, что в странах, где была введена обязательная единая школьная форма, дети двигались значительно меньше, чем те, кто живет в странах без определенного стандарта внешнего вида школьников. Причем такая закономерность наиболее прослеживалась среди учеников младших классов, в особенности девочек.
По предположениям авторов исследования, это может быть связано с тем, что девочки чувствуют себя менее комфортно в юбках или платьях, потому и не могут в полной мере участвовать в подвижных играх после школы или во время перемены.
Однако ученые отмечают, что о полном запрете школьной формы не может быть и речи — она действительно оказывает ряд положительных эффектов. Вместо этого стоит задуматься о создании более удобной одежды для детей.