Впервые в истории: мозговой имплант вылечил обсессивно-компульсивное расстройство и эпилепсию у женщины из США

34-летняя американка Эмбер Пирсон стала первым человеком, получившим мозговой имплант, который лечит одновременно эпилепсию и обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР).
Впервые в истории: мозговой имплант вылечил обсессивно-компульсивное расстройство и эпилепсию у женщины из США
Patrick T. Fallon/AFP
Компульсии, на которые уходило до восьми часов в день, почти полностью пропали

Согласно отчету, опубликованному в журнале Neuron, в 2016 году Эмбер Пирсон (Amber Pearson) обратилась в орегонскую больницу по поводу мучившей ее эпилепсии. В 2018 году женщине удалили участок мозговой ткани, который связан с судорожной активностью, но эпилептические припадки не прекратились.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В итоге Пирсон предложили пройти отзывчивую нейростимуляцию (responsive neurostimulation). Этот метод включает вживление в мозг 32-миллиметрового импланта, который сначала выявляет активность мозга, связанную с эпилепсией, а затем подавляет ее с помощью электрических импульсов.

Нейростимуляция против ОКР

Мозг
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Позже Пирсон сама обратилась к своему нейрохирургу и предложила использовать имплант для лечения ее изнурительного обсессивно-компульсивного расстройства. По словам женщины, раз уж врачи и так вставили в ее голову чип, то его можно использовать и для других целей. И врачи согласились.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для настройки системы медицинские работники сначала записали мозговую активность пациентки при воздействии триггеров, запускавших у нее компульсии (навязчивые, повторяющиеся действия). После этого они запрограммировали чип на распознавание этой активность и ее подавление, в дополнение к тем, которые связаны с эпилептическими припадками.

Пирсон прошла процедуру в марте 2019 года, и, согласно отчету, система помогла справиться и с эпилепсией, и с ОКР. Ранее, по словам женщины, ей приходилось тратить на «компульсии», такие как мытье рук и проверка замков, более восьми часов в день. Сейчас на это уходит не более получаса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Эмбер Пирсон
Эмбер Пирсон
OHSU/Christine Torres Hicks

Женщина рассказала, что ОКР было гораздо хуже, чем эпилепсия, так как часто она мыла руки до крови.

«Эпилепсия ограничивала мою жизнь, но ОКР контролировало ее»
Эмбер Пирсон

ОКР и судороги Пиросон исчезли не полностью, но ее жизнь сильно улучшилась и упростилась после лечения нейростимуляцией. Теперь ученые из Пенсильванского университета хотят выяснить, подойдет ли этот метод для других пациентов с ОКР.