Лед и пламя: исследование антарктического вулкана может объяснить, возможна ли жизнь на Марсе
На острове Десепшн, примерно в 420 километрах от чилийского порта Порт-Уильямс, в море обытают рыбы, криль, анемоны и морские губки, а на суше растут уникальные виды лишайников и мхов. На необитаемом острове расположилась огромная колония антарктических пингвинов, морских птиц, тюленей и морских львов.
Вулкан действовал на протяжении тысячелетий, причем самые последние извержения — в 1967, 1969 и 1970 годах — разрушили британские и чилийские базы и вынудили эвакуировать аргентинскую базу. Тем не менее, жизнь процветает на острове, где температура воды в термальных источниках достигает 70 градусов по Цельсию, даже при температуре воздуха ниже -28 градусов.
Этот вулкан «похож на Марс, потому что это планета с вулканической активностью... где в настоящее время очень холодные условия», — сказал AFP испанский планетарный геолог Мигель де Пабло. — «Это наилучшее приближение, которое мы можем сделать, чтобы понять Марс, не ступая на эту планету».
Анализ горных пород на острове Десепшн дополняет работу инженеров, ученых и астрономов, изучающих Марс издалека. Исследователи NASA пришли к выводу, что когда-то на Марсе был климат с циклическими сезонами, способствующий развитию жизни, согласно данным марсохода Curiosity. Возможно, мощное извержение вулкана изменило атмосферу планеты и привело к появлению океанов и рек, которые впоследствии испарились.
Несмотря на то, что температура на Марсе сейчас намного ниже, чем в Антарктиде — по оценкам NASA, около -153 градусов по Цельсию, «условия Антарктики могут помочь нам понять, могли ли существовать на Марсе условия для развития жизни», — говорит де Пабло.
Еще один марсоход, Perseverance, приземлился на планете в феврале 2021 года, чтобы искать признаки прошлой микробной жизни. Многозадачный марсоход соберет 30 образцов горных пород и почвы в запечатанных трубках, которые в 2030-е годы планируется доставить на обратно на Землю для лабораторного анализа.
На Южные Шетландские острова претендуют Великобритания, Чили и Аргентина, но они не находятся под управлением какой-либо одной страны. Договор об Антарктике 1959 года гласит, что они должны использоваться «в мирных целях» и гарантирует «свободу научных исследований».
Остров Десепшн, впервые посещенный британскими охотниками на тюленей в 1820 году, имеет богатую историю: заброшенные научные базы и брошенная норвежская китобойная станция, ржавеющая в ледяном воздухе. В 1931 году станция закрылась, когда цены на китовый жир резко упали.
Затем, в 1944 году, Великобритания создала на острове базу в рамках секретной военной миссии. Но после извержений остров был предоставлен ученым.
Правда, сюда заходят круизные суда с туристами. По словам Натальи Харамильо, научного координатора колумбийской научной экспедиции, это явление «тревожно усиливается».