Японский модуль SLIM совершил самую точную посадку на Луну за всю историю. Но перевернулся
Япония стала пятой страной, совершившей мягкую посадку космического корабля на Луну. Посадочный модуль SLIM, используя прецизионные технологии, опустился ближе к целевой площадке, чем любая другая миссия до этого. Однако на поверхности Луны корабль проработал всего несколько часов из-за сбоя в электроснабжении.
Данные телеметрии показали, что SLIM сел в целевой зоне возле кратера Шиоли, к югу от лунного экватора. Он совершил посадку через четыре месяца после старта из Космического центра Танегасима у южного побережья материковой Японии.
«SLIM добрался до поверхности Луны. Он связывался с нашей наземной станцией и точно реагировал на команды с Земли», — заявил на пресс-конференции после завершения приземления Хитоси Кунинака, вице-президент Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) со штаб-квартирой в Канегаве.
«Однако, похоже, что солнечные элементы на данный момент не вырабатывают электроэнергию, и космический корабль работает исключительно от своей батареи», — сказал Кунинака. «Батарея прослужит еще несколько часов — именно эти часы и составят оставшийся срок службы SLIM». Кунинака сказал, что агентство продолжит следить за посадочным модулем, поскольку все еще есть шанс, что панели снова начнут работать. Но этого не случилось ни через день, ни через два.
Посадка вверх тормашками
SLIM достиг своей основной цели — приземлиться на Луну с беспрецедентной точностью в 100 метров, что является большим скачком по сравнению с разбросом в несколько десятков километров, как в предыдущих миссиях. Команда SLIM использовала технологию навигации на основе прямого видения, которая была предназначена для получения изображений поверхности во время полета над Луной и помогла кораблю быстро определять свое местоположение, сопоставляя видимое изображения с бортовыми картами.
Остается неясным, действительно ли 200-килограммовый космический корабль размером с автомобиль сел именно так, как было запланировано: SLIM был спроектирован таким образом, чтобы сначала коснуться склона под углом 15 градусов одной опорой в задней части корабля, а затем опрокинуться вперед и стабилизироваться на четырех передних опорах.
Два ровера LEV 1 и LEV 2 катапультировались во время зависания спускаемого аппарата непосредственно перед его приземлением. Они работают, как и планировалось, причем LEV-1 самостоятельно связывается с наземными станциями. На снимках, сделанных LEV-2, видно, что посадка SLIM завершилась в неправильном положении с потерей сопла двигателя и повреждением антенны, которая больше не направлена на Землю. Солнечные панели развернуть так и не удалось.
Лунная гонка
SLIM позволяет Японии принять участие новой лунной гонке и может усилить конкуренцию между космическими державами в Азии. Теперь, когда и Индия, и Япония создали технологии для мягкой посадки на Луну, их запланированная совместная «Лунная полярная исследовательская миссия» может конкурировать с китайской миссией «Чанъэ-7», целью которой является посадка в районе южного полюса Луны в 2026 году, где все миссии будут искать водяной лед.
SLIM стал уже второй попыткой высадки на Луну в этом году после неудачи американского космического корабля Peregrine. В следующем месяце американская компания Intuitive Machines попытается стать первой частной компанией, совершившей посадку космического корабля на Луну. Через несколько месяцев Китай планирует запустить миссию «Чанъэ-6» для возвращения образцов с обратной стороны Луны.