Норвегия первой одобрила бурение морского дна для добычи полезных ископаемых. Морские экосистемы могут пострадать
«Речь идет о жадности, а не о необходимости, и это приведет к значительным потерям для нашей окружающей среды для нынешнего и будущих поколений», — говорит Мэтью Джанни, соучредитель Коалиции по сохранению глубоководных районов, правозащитной группы в Амстердаме.
9 января парламент Норвегии 80 голосами против 20 проголосовал за разрешение разведочной добычи полезных ископаемых на континентальном шельфе Норвежского моря. Цель состоит в том, чтобы нанести на карту морское дно, находящееся под юрисдикцией страны, и выяснить, можно ли с прибылью добывать сульфиды и марганцевые руды, которые в настоящее время добываются на суше, с морского дна.
Норвежское правительство, которое реализует свой план добычи полезных ископаемых с 2020 года, заявляет, что добыча полезных ископаемых необходима для обеспечения поставок таких металлов, как марганец и кобальт, которые используются в производстве аккумуляторов для электромобилей и другой электроники, призванной помочь переход к низкоуглеродной экономике.
Но многие ученые и организации, в том числе Научный консультативный совет Европейских академий (группа национальных академий наук со штаб-квартирой в Брюсселе), говорят, что это утверждение вводит в заблуждение, и утверждают, что земных минеральных ресурсов достаточно.
Хотя исследования экологического воздействия глубоководной добычи полезных ископаемых очевидно недостаточны, они показывают, что такая добыча может нанести вред биологическим видам на морском дне. Они могут погибуть от столкновений техникой и задохнутьчя под шлейфами осадков, поднимаемых вверх в результате горнодобывающей деятельности.
Виды, обитающие в толще воды, такие как медузы, также подвергаются риску. Многие исследователи и правительства призывают к введению моратория на разработку морского дна до тех пор, пока не станет известно больше о глубоководных экосистемах.
Совет был проигнорирован
Решение Норвегии означает, что правительство может выдавать разрешения, позволяющие компаниям и другим организациям исследовать 281 000 квадратных километров морского дна. Разрешение на добычу полезных ископаемых для коммерческой деятельности потребует дальнейшего парламентского голосования, но многие ученые и экологические организации рассматривают результаты этой недели как путь к этой цели.
Норвежские ученые говорят, что они разочарованы, но не удивлены этим шагом. Они говорят, что правительство проигнорировало их научные рекомендации и рекомендации национального агентства по охране окружающей среды в Тронхейме. В ответ на публичные консультации по планам правительства по добыче полезных ископаемых ученые заявили, что о биоразнообразии и экосистемных функциях предлагаемых участков известно слишком мало, чтобы обеспечить безопасную добычу.
«Как мы можем делать осмысленные суждения о приемлемом вреде или риске, если мы абсолютно ничего об этом не знаем?», — говорит Питер Хауган, директор по политике Института морских исследований в Бергене.
Хелена Хаусс, морской эколог из NORCE, независимого исследовательского института со штаб-квартирой в Бергене, говорит, что предлагаемые участки добычи населены сообществами, которых нет больше нигде, и им будет необратимо нанесен ущерб. «Это трудно согласовать с заявлением норвежского правительства о том, что это будет сделано устойчивым и ответственным образом», — говорит она.
Экологические иски
Хауган говорит, что решение Норвегии может быть незаконным в соответствии с национальным законодательством, поскольку у правительства не было достаточных научных доказательств для оценки последствий будущей горнодобывающей деятельности. Он ожидает, что экологические группы подадут иски на этих основаниях, чтобы попытаться остановить добычу полезных ископаемых.
Он также обеспокоен, что правительство будет игнорировать научные рекомендации при рассмотрении запросов на коммерческую эксплуатацию. Правительство предполагает, что до начала добычи осталось около 20 лет, но экологические организации утверждают, что это может произойти гораздо раньше.
Джанни говорит, что компании, финансирующие разведку морского дна, скорее всего, захотят получить коммерческие лицензии в обмен на свои инвестиции.
На международном уровне продолжаются переговоры о том, разрешать ли коммерческую разработку морского дна в богатых полезными ископаемыми районах за пределами национальной юрисдикции. Одним из спорных участков является зона Кларион-Клиппертон, территория площадью 4,5 миллиона квадратных километров в восточной части Тихого океана между Гавайями и Мексикой. Норвегия является одним из самых ярых сторонников глубоководной добычи полезных ископаемых в международных дискуссиях, говорит Джанни.