Кашалоты живут в культурно отличающихся кланах
Хэл Уайтхед, биолог из Университета Далхаузи в Галифаксе, Канада, изучил издаваемые животными звуки и их пищевые привычки и обнаружил, что они объединяются в группы численностью около 20 000 особей. Для этого он использовал подводные микрофоны и данные исследований беспилотных летательных аппаратов,
В статье, опубликованной в журнале Royal Society Open Science journal, говорится, что кланы определялись по вариациям их вокализации — характерным последовательностям щелчков, похожим на азбуку Морзе.
Словно люди
Действуя подобно человеческим диалектам, вариации щелчков позволили Уайтхеду и его коллегам установить существование семи кланов кашалотов в Тихом океане (всего около 300 000 кашалотов).
«Это огромное число для культурно определенных образований за пределами современных человеческих этнолингвистических групп», — сказал Уайтхед. Любопытно, что эти кланы могут встречаться, но они никогда не скрещиваются. Их чувство идентичности кажется «почти племенным», однако все животные принадлежали к одному виду.
Уайтхед отметил, что кланы, по-видимому, «почти полностью основаны на женщинах». Мужчины посещали самок время от времени и всего на несколько часов за раз. Их «единственная важная передача — это сперма». Самки без детей помогают остальным, присматривая за детенышами, в то время как их матери ныряют за кормом.
Ученые считают, что общество кашалотов, по-видимому, построено по принципу «консенсуса», а не нисходящей иерархии. Животные принимают решения сообща, а не слушают одного «вожака».
Учитывая, что тысячи животных путешествуют одновременно, ищут быстро меняющиеся источники пищи и постоянно осведомлены о хищниках (косатки будут охотиться на детенышей кашалотов), эти дебаты могут быть очень важными. Уайтхед сказал, что он видел, как животным «требовалось до часа или больше, чтобы развернуться на 90 градусов», когда они пытались договориться, куда идти.
Уайтхед заметил, что демократия китов была «медленным и беспорядочным бизнесом», как и наша собственная.