Почему у нас возникает «рассеянность» и как при этом работает мозг
Когда люди выполняют конкретную задачу, их разум может переключаться с того, что они делают, на свои собственные внутренние мысли. Этот сдвиг внимания с задачи на внутренние события, известный как рассеянность или «блуждание ума», достаточно подробно изучен.
Вопрос, который остается без ответа, заключается в том, следует ли считать блуждание ума адаптивным (полезным) или неадаптивным (нежелательным) процессом. Фактически, в зависимости от обстоятельств, в которых это происходит, этот процесс может отвлечь человека от важной задачи, которую он пытается выполнить, или переключить его внимание на что-то более важное для него.
Другими словами, мысли, на которые переключается внимание, могут быть отвлекающими или напротив значимыми для конкретного человека. Некоторые исследователи в области психологии предполагают, что намеренное отвлечение скорее адаптивно, поскольку оно влечет за собой сознательный контроль внимания, тогда как спонтанное блуждание ума является неадаптивным, поскольку оно влечет за собой неспособность контролировать свое внимание.
Исследователи из Хаверфордского колледжа постарались разобраться, как на блуждание ума влияет решаемая задача. Ясно, что если задача простая и не требует полной концентрации, человек может позволить себе «поблуждать» без потери качества выполнения задачи. Но ученые дали испытуемым две трудных и утомительных задачи, хотя, как они оценивают, первая была «более скучной».
Блуждание ума зависит от задачи
Чтобы изучить модуляцию блуждания ума, исследователи провели серию экспериментов с участием студентов Хаверфордского колледжа. Участникам было предложено выполнить две когнитивные задачи, известные как задача устойчивого внимания к реакции (SART) и задача избирательного внимания Струпа.
SART требует от участников нажимать на клавишу каждый раз, когда они видят какие-либо стимул, но пропускать нажатие, когда они видят один конкретный стимул, который возникает достаточно редко. Эффективность выполнения теста проверяется по числу ошибок — сколько раз нажали на кнопку, когда нажимать не надо было.
Тест Струпа был проведен в достаточно сложной формулировке. На экране появлялось слово, написанное определенным цветом. Испытуемый должен был нажать одну из 6 клавиш, которая отвечала именно за этот цвет. Дополнительная трудность заключалась в том, чтобы нажать «синюю» клавишу, когда на экране появлялось слово «Красный», написанное синими буквами. Тест Струпа в такой формулировке гораздо разнообразнее и труднее для испытуемого, чем SART.
Пока участники выполняли эти две задачи, ученые измеряли электрическую активность мозга с помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Ученых интересовало не столько качество исполнения тестов, сколько «блуждание ума», которое возникало спонтанно (или допускалось участником эксперимента намеренно).
Как показало ЭЭГ, при тесте SART блуждание ума сильнее, чем при тесте Струпа. Это было предсказуемо. При более сильном блуждании возникает более сильный альфа-ритм, который связан с внутренним представлением, чем с внешними реакциями.
Результаты показывают, что нейронные основы блуждания ума действительно сильно варьируются в зависимости от задачи, которую выполняет человек.
Опыты показали, что при длительной концентрации на однообразной и простой задаче (SART) внимание быстрее смещается с внешней задачи на внутренние представления, чем при более разнообразной активности (тест Струпа).
Это хорошо знают опытные лекторы, которые, чтобы удержать внимание, варьируют темп и стиль изложения (например, полезно иногда рассказать анекдот или привести пример). Такие «отвлечения» не рассеивают внимание, а наоборот помогают отвлечь слушателя от внутренних блужданий разума.