Здоровый микробиом полости рта, кишечника и мочевыводящих путей может разрушить камни в почках

Микробный состав человеческого организма все чаще связывают, как с возникновением заболеваний, так и лечением хронических состояний. Однако основное внимание уделяется кишечнику. Новое исследование показало, что изменения в популяциях микроорганизмов в микробиомах слюнных желез и мочевыводящих путей также влияют на наше здоровье.
Здоровье проявляется в мелочах!

В последние годы число случаев почечнокаменной болезни только растет, ею страдают примерно 10% людей. В то время как предыдущие исследования показали связь между кишечным микробиомом и камнями в почках у тех, кто принимал антибиотики. Авторы новой работы решили изучить связь с другими микробиомами в надежде, что так они смогут найти потенциальные методы лечения.

Как микробиом влияет на камни в почках

Используя специальный метод генетического анализа, ученые из Научно-исследовательского института здравоохранения Лоусона и ученые Западного университета изучили микробиом трех областей организма (кишечник, мочевыводящие пути и полость рта) у 83 пациентов с камнями в почках, а также у 30 здоровых людей.

микробы

Они обнаружили, что у пациентов с камнями в почках наблюдались изменения не в одном, а во всех трех микробиомах, однако прошло не менее 90 дней с момента приема антибиотиков (ранее именно влияние лекарств было связано с камнями).

«Наше тестирование позволило выяснить, какие бактерии присутствуют в кишечнике, и генетические возможности этих бактерий, или как они функционируют»
Кейт Эл ведущий автор работы

Микробы и камни в почках

Камни в почках чаще всего представляют собой кристаллические отложения оксалата кальция, и ранее считалось, что именно специфические микробы, такие как бактерия Oxalobacter formigenes, могут расщеплять эти отложения токсичных отходов. Однако исследователи обнаружили, что существует гораздо более распространенная группа полезных бактерий, которые также могут предотвращать накопление оксалата кальция.

«Это более сложная история», — сказала Эл. «Микробы образуют своего рода сеть, которая стабильна и полезна для здоровых людей, но у пациентов с камнями в почках эта сеть разрушена. Они не вырабатывают те же витамины и полезные метаболиты не только в кишечнике, но и в мочевыводящих путях и полости рта» .

микробы

Интересно, что ученые обнаружили не только, что у пациентов с нездоровым микробиомом были камни в почках, но и что они были устойчивы к антибиотикам.

Авторы отмечают, что лучший способ поддерживать здоровый микробиом полости рта, мочевыводящих путей и кишечника — это сбалансированное питание с большим количеством пребиотиков и пробиотических продуктов, которые приносят пользу всем трем областям (например, йогурт и ферментированные продукты для вашего кишечника, богатые азотом овощи с высоким содержанием клетчатки, такие как мангольд и сельдерей, для вашего рта). Также они советуют свести к минимуму использование антибиотиков.