Большинство людей может научиться читать, но мальчикам это гораздо труднее, чем девочкам
Наши навыки чтения и понимание текста зависят от нескольких факторов. «К ним относятся расшифровка текста — изучение букв алфавита, узнавание слов и того, как они звучат. Но еще более важен словарный запас, то есть набор слов, которые мы понимаем», — говорит профессор Хермундур Зигмундссон с факультета психологии Норвежского университета науки и технологий (NTNU).
Вместе с профессором Хейкки Люйтиненом из Университета Ювяскюля профессор Зигмундссон является автором исследования, посвященного чтению.
Большинство людей могут научиться читать, хотя это и не просто
Конечно, изучение букв алфавита и умение распознавать слова, является одним из ключей к пониманию текста. Без этого никуда. К счастью, большинство людей умеют читать, если проходят соответствующую подготовку.
«Приблизительно от 2% до 4% людей имеют проблемы с чтением из-за биологических факторов. Все остальные учатся читать без особых проблем», — говорит профессор Зигмундссон.
В исландском исследовании, проведенном на островах Вестман, 48 из 48 детей первого класса сумели «взломать код чтения», когда они прошли правильное обучение. В следующем году это удалось сделать 47 из 48. Большинство людей на это способны, если использовать правильный метод обучения, дать задания, пропорциональные их навыкам и обеспечить длительную практику. Это хорошие новости.
Однако одного умения прочитать слово недостаточно — необходимо знать, что означает это слово. Это — вопрос словарного запаса.
Трудные мальчики
«Нам приходится работать над своим словарным запасом с рождения, на протяжении школьных лет и фактически всю жизнь», — говорит профессор Зигмундссон.
Вот здесь и обнаруживаются гендерные различия. Общеизвестный факт: мальчикам сложнее читать, чем девочкам. Словарный запас, вероятно, является главной проблемой. Мы расширяем свой словарный запас несколькими способами, например, письмом. Но то, как воспитываются мальчики и девочки, тоже играет важную роль.
У мальчиков возникают проблемы с пониманием прочитанного во всех 67 странах, где проводятся тесты PISA. В странах Северной Европы мальчики испытывают наибольшие трудности в Исландии и Норвегии, где 34% и 26% мальчиков соответственно недостаточно хорошо понимают текст, который им предлагают после окончания 10-летнего обучения в школе.
«В целом расширение словарного запаса, вероятно, является для мальчиков более сложной задачей», — говорит профессор Зигмундссон. У мальчиков, как правило, меньший словарный запас, потому что они просто меньше времени уделяют чтению, — они мало читают, но они еще и меньше общаются.
«Исследования показывают, что взрослые меньше разговаривают с мальчиками, чем с девочками», — говорит Зигмундссон. Это может быть связано с тем, что девочки более активны, они чаще задают вопросы и, следовательно, получают больше ответов.
Но мальчикам взрослые и читают меньше, чем девочкам, и это еще один важный фактор. «Чтобы улучшить понимание прочитанного, нам нужно много читать, особенно книги. Мальчики здесь тоже сталкиваются с серьезными проблемами», — говорит профессор Зигмундссон.
В норвежском опросе, проведенном два года назад, вдвое больше мальчиков, чем девочек, ответили, что не прочитали ни одной книги за последний год — 17% по сравнению с 9%. Это часто приводит к тому, что мальчики отстают в учебе. Кому-то из них даже могут поставить диагноз «дислексия», хотя ее у них нет.
Лингвисты проходят к простому выводу, который адресован в первую очередь отцам и матерям мальчиков: если ребенок молчит и «не мешает», это не значит, что он не хочет с вами поговорить, может быть, он просто не знает, как начать разговор.
Стивен Пинкер: «Ребенок накрепко связан со звучащей речью, но печатное слово приходится тщательно прикручивать болтами»