ИИ — отличный имитатор, по плохой изобретатель

Системы искусственного интеллекта (ИИ) часто изображаются как разумные агенты, готовые затмить человеческий разум. Однако исследователи из Калифорнийского университета в Беркли показали, что искусственному интеллекту не хватает решающей человеческой способности — к творчеству и инновациям.
ИИ — отличный имитатор, по плохой изобретатель
Unsplash
Пока ИИ только подражает человеку, а вот научиться творить ему только предстоит.

Согласно выводам, сделанным учеными из Университета Беркли, в то время как дети и взрослые могут решить проблему, найдя новое применение самым повседневным предметам, системам искусственного интеллекта часто не хватает способности по-новому взглянуть на инструменты, которые у них.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Языковые модели искусственного интеллекта, такие как ChatGPT, пассивно обучаются на наборах данных, содержащих миллиарды слов и изображений, созданных людьми. Это позволяет системам ИИ функционировать как «культурная технология», аналогичная письму, которая может обобщать существующие знания, говорит Юнис Ю, соавтор статьи. Но, в отличие от людей, ИИ сложно внедрять инновации в эти готовые идеи.

«Даже маленькие дети могут находить разумные решения, которых модели не видяят», — говорит Ю. — «Вместо того, чтобы рассматривать системы искусственного интеллекта как интеллектуальных агентов, подобных нам самим, нам бы лучше представить их как новую форму библиотеки или поисковой системы. Они эффективно обобщают и передают нам существующую знания».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Имитации и инновации

Ребенок рисует на камнях, хотя его вроде этому никто не учил
Ребенок рисует на камнях, хотя его вроде этому никто не учил
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ю и Элиза Косой вместе со своим научным руководителем и старшим автором статьи, психологом развития Элисон Гопник, сравнили, чем способности систем ИИ к подражанию и к инновациям отличается от аналогичных способностей детей и взрослых. Они дали 42 детям в возрасте от 3 до 7 лет и 30 взрослым текстовые описания предметов быта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В первой части эксперимента (имитация) 88% детей и 84% взрослых смогли правильно определить, какие предметы «лучше всего сочетаются» с другими. Например, они соединили компас с линейкой, а не с чайником.

На следующем этапе эксперимента (инновация) 85% детей и 95% взрослых также смогли придумать что-то новое в использовании повседневных предметов. Например, в одном задании участников спросили, как они могут нарисовать круг, если у них нет циркуля. У участников были линейка, чайник с круглым дном, печка, и большинство участников выбрали чайник. Действительно, если его обвести — круг получится.

Когда Ю и его коллеги предоставили те же текстовые описания пяти большим языковым моделям, модели справились с заданием на имитацию не намного хуже людей — с оценками в диапазоне от 59% до 83% (для модели с лучшими показателями). Однако ответы ИИ на инновационную задачу были гораздо менее точными. Эффективные инструменты выбирались где-то в 8% случаев при использовании модели с худшими показателями и в 75% случаев при использовании модели с наиболее эффективными показателями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Дети могут придумать совершенно новые способы использования предметов, которые они раньше не видели и не слышали, например, как нарисовать круг, используя чайник», — говорит Ю. — «Большим моделям гораздо сложнее генерировать такие ответы».

Обучения на огромной базе — мало, надо что-то еще

Чем проще игрушки, тем сильнее работает воображение
Чем проще игрушки, тем сильнее работает воображение
Unsplash

Эти эксперименты показывают, что опоры ИИ на статистическое предсказание языковых моделей недостаточно для открытия новой информации о мире, пишут Ю и его коллеги.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«ИИ может передавать уже известную информацию, но он не является новатором», — говорит Ю. — «Эти модели могут суммировать общепринятые представления, но они не могут расширять, создавать, изменять, отбрасывать, оценивать и улучшать общепринятые представления так, как это может делать даже ребенок».

Однако развитие ИИ все еще находится на начальной стадии, и еще многое предстоит узнать о том, как расширить способность ИИ к обучению, говорит Ю. По ее словам, вдохновляясь активным и мотивированным подходом детей к обучению, можно попробовать разработать новые системы искусственного интеллекта, которые лучше подготовлены к исследованию реального мира и к настоящим открытиям.