С помощью гаджетов, с которыми играют дети, можно направлять развитие их мозга
Время, проведенное за цифровыми устройствами, оказывает долгосрочное влияние на работу мозга детей, говорится в обзоре нейроисследований, опубликованном учеными из педагогических университетов Гонконга и Шанхая. Воздействие гаджетов имеет и негативные влияние, и положительные эффекты.
Исследователи не выступают за ограничение времени, которое дети проводят с гаджетами. По мнению ученых, это может привести к жесткой конфронтации. Вместо этого они призывают помочь родителям ориентироваться в цифровом мире, продвигая программы, способствующие позитивному развитию мозга.
Обзор представляет собой анализ 33 исследований, вышедших за последние 23 года, в которых использовалась технология нейровизуализации для измерения влияния цифровых технологий на мозг детей в возрасте до 12 лет. В общей сложности в исследование включено более 30 000 участников.
В частности, исследование показало, что экранное время приводит к изменениям в префронтальной коре головного мозга, которая является основой исполнительных функций, таких как рабочая память, способность планировать или гибко реагировать на ситуации. Было обнаружено воздействие и на теменную долю, которая помогает нам воспринимать прикосновения, давление, тепло, холод и боль; на височную долю, которая важна для памяти, слуха и языка; и на затылочную долю, которая помогает нам интерпретировать визуальную информацию.
«Педагоги и воспитатели должны признать, что когнитивное развитие детей зависит от их цифрового опыта», — говорит соавтор исследования Хуэй Ли с факультета образования и человеческого развития Гонконгского педагогического университета.
Что происходит с мозгом ребенка, когда он смотрит в гаджет
В обзоре показано, что ранний цифровой опыт оказывает значительное влияние на формирование мозга детей. В некоторых исследованиях было отмечено негативное влияние гаджетов на функции мозга, необходимые для внимания, способности к исполнительному контролю, тормозного контроля, когнитивных процессов. В других исследованиях предполагалось, что большее количество экранного времени ухудшает функциональную связность в областях мозга, ответственных за обработку языка и когнитивный контроль.
Но в шести исследованиях было показано, что использование цифровых технологий положительно влияет на работу мозга ребенка.
В одном из исследований было обнаружено улучшение способности к фокусировке и обучению в лобной доле мозга. В другом было высказано предположение, что видеоигры могут повышать когнитивные потребности, что способствует развитию исполнительных функций и когнитивных навыков.
Ведущий автор исследования, доктор Дандан Ву отмечает: «Прежде всего, педагогам и воспитателям следует признать, что когнитивное развитие детей зависит от их цифрового опыта. Поэтому они должны давать детям соответствующие рекомендации, вовлекать их в процесс использования цифровых технологий и оказывать им поддержку».
Сегодня практически невозможно запретить детям использовать гаджеты. Цифровой опыт ребенка — это его полноценный опыт. Значит родителям и педагогам нужно учиться использовать цифровые устройства таким образом, чтобы они приносили максимальную пользу.