Кибератаки угрожают глобальному судоходству
Кибератака, парализовавшая работу нескольких крупных австралийских портов, стала резким напоминанием о растущей угрозе судоходству, которое является жизненно важным фактором мировой экономики.
Кто стал мишенью?
В последние годы кибератаки нарушили или остановили работу некоторых наиболее загруженных портов мира. Так, в июле в результате атаки с использованием программы-вымогателя в самом загруженном порту Японии, Нагое, работа была прервана на несколько дней.
В прошлом году из-за кибератаки нефтяные терминалы в некоторых крупнейших портах Западной Европы не cмогли принять суда. А в 2017 году вредоносная программа NotPetya проникла в системы по всему миру и нарушила работу мирового судоходного гиганта Maersk.
Кибератакам подверглись также крупные порты в Нидерландах, Канаде, Индии, ЮАР и США.
По данным опроса, проведенного в 2022 году юридической фирмой Jones Walker, почти 75% руководителей американских судоходных компаний заявили, что их компании сталкивались с кибератаками.
Почему правительства обеспокоены?
По данным торговой организации ООН UNCTAD, судоходство играет важнейшую роль в мировой экономике: через него проходит более 80% товарных перевозок. А вся инфраструктура содержит, по мнению экспертов, ключевые точки отказа, и одна кибератака на один порт может привести к логистическому сбою во всей цепочке поставок.
«Если бы вы искали цель, то это была бы именно она», — сказал AFP Роб Николс, доцент Университета Нового Южного Уэльса в Сиднее. - «Именно поэтому в соответствии с австралийским законодательством и во всем мире порты рассматриваются как критическая инфраструктура».
Комиссия по киберпространству США (Cyberspace Solarium Commission) в своем докладе, опубликованном в этом году, предупредила: «Кибератака на сложную морскую экосистему может оказаться разрушительной для стабильности мировой экономики».
Стало ли судоходство более уязвимым?
В последние годы в глобальных морских операциях стремительно развиваются автоматизация и связь, объединяющие все — от грузоподъемных машин в портах до управления движением на водных путях и датчиков на судах.
Это позволило повысить эффективность работы, однако компании, занимающиеся вопросами безопасности, и государственные органы предупреждают, что теперь у злоумышленников появилось больше точек для атак.
Например, проникновение в аккаунт начальника порта позволяет хакеру внедрить вредоносный код, который в свою очередь парализует работу всего предприятия.
Паралич работы одного порта может каскадом распространиться по всему миру, говорит Николс из UNSW, приводя в пример пробку 2021 года, вызванную блокировкой Суэцкого канала гигантским контейнеровозом.
Согласно опубликованному в этом году исследованию, проведенному компанией DNV, специализирующейся на классификации морских судов и управлении рисками, кибератаки на судоходную отрасль «ожидаются практически всеми». Как заявил представитель DNV Кнут Орбек-Нильссен, кибератаки на порты и суда — возможно, даже «главный риск на ближайшее десятилетие».