Впервые технология редактирования генов CRISPR-Cas9 может начать лечение пациентов

31 октября внешние консультанты Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) начали обсуждение терапии, изменяющей ДНК человека, страдающего серповидно-клеточной анемией. Терапия основана на системе редактирования генома CRISPR-Cas9. Она может стать первой в своем роде, получившей одобрение регулятора.
Впервые технология редактирования генов CRISPR-Cas9 может начать лечение пациентов
Терапия серповидно-клеточной анемии с использованием системы редактирования генома CRISPR-Cas9 (реконструкция) находится на рассмотрении регулирующих органов США. Meletios Verras/Getty
Технология редактирования генома была удостоена Нобелевской премии и множества наград. Но применять ее в реальной клинической практике до сих пор не рисковали. И вот первая попытка.

Терапия, основанная на системе редактирования генома CRISPR-Cas9, может стать первой в своем роде, получившей одобрение Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США. Однако для этого она должна сначала пройти тщательную проверку со стороны Управления и его консультантов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

31 октября внешние консультанты Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) начали обсуждение терапии, изменяющей ДНК человека, страдающего серповидно-клеточной анемией. Это генетическое заболевание, при котором красные кровяные тельца приобретают неправильную форму (они становятся серповидными, а не круглыми как здоровые эритроциты). Это может привести к изнурительным болям. В ходе обсуждения эксперты в первую очередь сосредоточатся на данных по безопасности, представленных разработчиками терапии — компаниями Vertex Pharmaceuticals из Бостона (штат Массачусетс) и CRISPR Therapeutics из Цуга (Швейцария).

«Ключевым моментом является безопасность», — говорит Марк Уолтерс, врач-педиатр из детской больницы UCSF Benioff Children's Hospital Oakland при Калифорнийском университете в Сан-Франциско. Уолтерс входил в состав руководящего комитета, который консультировал компании по вопросам клинической разработки препарата, получившего название exa-cel.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Принцип действия exa-cel

Серповидный эритроцит при серповидно-клеточной анемии
Серповидный эритроцит при серповидно-клеточной анемии
Public Domain

Серповидно-клеточная болезнь вызывается аномальными формами гемоглобина — белка в красных кровяных тельцах, который переносит кислород. Измененный гемоглобин придает клеткам крови неправильную форму, делает их липкими, что ведет к их сгущению. Эти комки могут закупоривать кровеносные сосуды. Закупорка сосудов лишает ткани кислорода, что может привести к повреждениям и приступам острой боли, так называемым вазо-окклюзионными кризами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Цель exa-cel — запустить выработку фетального гемоглобина, который в норме образуется только у развивающихся плодов. Обычно выработка этого гемоглобина у плода прекращается вскоре после рождения под действием гена BCL11A. Препарат exa-cel отключает BCL11A, позволяя возобновить выработку фетального гемоглобина. Это позволяет получить гемоглобин правильной формы и ослабляет действие аномальной формы.

Компании Vertex и CRISPR Therapeutics сообщили, что через девять месяцев после начала лечения у 31 из 32 участников клинических испытаний не было ни одного вазо-окклюзионного криза. До начала лечения они имели в среднем около четырех случаев в год.

Опасения по поводу рака

У двух участников клинических испытаний другой генно-изменяющей терапии для лечения серповидно-клеточной анемии впоследствии развился рак крови. В этом испытании, проведенном компанией Bluebird Bio в Сомервилле (штат Массачусетс), вирус переносил копии несерповидной формы гемоглобина в стволовые клетки крови.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Последующие исследования показали, что рак не был вызван вирусом. Но это вызвало предположения о том, что подобные случаи могут возникнуть и у тех, кто получает другие методы лечения, такие как exa-cel, предполагающие модификацию стволовых клеток крови людей с серповидно-клеточной болезнью и их последующее переливание.

Некоторые исследования показали, что люди с серповидно-клеточной болезнью могут быть более склонны к злокачественным раковым заболеваниям крови. Если среди удаленных и измененных клеток были предраковые, то лечение могло дать им толчок, который позволил им захватить популяцию и стать раковыми. «Это принципиальное, долгосрочное, потенциальное осложнение, с которым нам предстоит разобраться», — отмечает Уолтерс.

Компании Vertex и CRISPR Therapeutics предложили наблюдать за участниками в течение 15 лет после лечения, чтобы выявить долгосрочные последствия.