Ученые реконструировали лицо девочки, принесенной в жертву в Андах 500 лет назад

Ученые представили реконструкцию лица и бюста перуанской мумии — девочки-подростка из племени инков. Ее принесли в жертву во время ритуала, проведенного более 500 лет назад в Андах. Бюст, изготовленный из силикона, изображает молодую женщину с ярко выраженными скулами, черными глазами и смуглой кожей.
На фотографии, предоставленной 23 октября 2023 г., Католическим университетом Санта-Мария, показана реконструкция лица молодой женщины, которая была найдена замороженной и мумифицированной у вершины горы Ампато в перуанских Андах после ритуального жертвоприношения более 500 лет назад, в Арекипе, Перу. Работа была выполнена группой перуанских и польских археологов, а также шведским скульптором, специализирующимся на реконструкции лица. Manuel Ballivian Figueroa/Catholic University of Santa Maria via AP

Реконструкция выполнена группой польских и перуанских ученых совместно со шведским скульптором, специализирующимся на реконструкции лица. Она была представлена на торжественной церемонии в Музее андских святилищ при Католическом университете Санта-Мария в Арекипе.

«Я думал, что никогда не узнаю, как выглядело ее лицо при жизни», — сказал Йохан Рейнхард, американский антрополог, нашедший мумию, известную как «Хуанита» и «Ледяная дева инков».

Рейнхард обнаружил мумию в 1995 году на высоте более 6 000 метров (19 685 футов) на заснеженном вулкане Ампато. «Теперь, 28 лет спустя, это стало реальностью благодаря реконструкции Оскара Нильссона», — сказал он.

Нильссон, шведский археолог и скульптор, специализирующийся на трехмерных реконструкциях лиц древних людей, сообщил The Associated Press по электронной почте, что для моделирования лица ему потребовалось «около 400 часов работы».

Дагмара Соха, польский биоархеолог из Центра андских исследований Варшавского университета, сказала на церемонии, что первым шагом к созданию лица Хуаниты было «получение копии черепа».

Ледяная дева Ампато

Мумия, обнаруженая у вершины горы Ампато в перуанских Андах, является первой замороженной женской мумией инков и, возможно, лучше всего сохранилась из всех мумий, найденных на территории Америки.

При реконструкции лица использовались «сканирование тела, исследования ДНК, этнологические характеристики, возраст, цвет лица», говорится в заявлении университета. Согласно антропологическим исследованиям, Хуанита была принесена в жертву между 1440 и 1450 гг. н.э., когда ей было от 13 до 15 лет. Ее рост составлял 1,40 м, вес — 35 кг, она хорошо питалась.

По мнению исследователей из Университета Джона Хопкинса, которые провели компьютерную томографию, вероятной причиной смерти стал сильный удар по правой затылочной доле.

Доктор Йохан Рейнхард, археолог из США, который первым обнаружил мумию, сказал, что бюст «делает ее еще более живой».
Reuters

Рейнхард, который обнаружил более 14 человеческих жертвоприношений инков высоко в Андах, в том числе трех детей в ледяной яме на аргентинском вулкане Ллуллайльяко, сказал, что ученые исследовали такие аспекты жизни Хуаниты, как ее рацион и предметы, найденные рядом с ней.

«Эти находки помогли нам лучше понять ее жизнь и культуру инков», — сказал он. — «Теперь мы можем увидеть, как она выглядела на самом деле, что делает ее еще более живой».