Ученые обнаружили необычное химическое вещество в «Моне Лизе»: да Винчи использовал методы, опередившие свое время
В новом исследовании, опубликованном в The Journal of the American Chemical Society, ученые проанализировали «Мону Лизу» с помощью рентгеновской дифракции и инфракрасной спектроскопии.
В большинстве картин начала 1500-х годов, включая «Мону Лизу», в качестве холста использовалась деревянная панель, которую покрывали толстым слоем краски. Холст обычно грунтовали левкасом – смесью мела, льняного масла и животного клея. Однако новый анализ показал, что да Винчи использовал другую технику, которой не встречалась в картинах итальянского Возрождения.
Свинец в красках
Анализ частички материала с доски картины выявил в нем плюмбонакрит – соединение, образующееся в результате реакции между маслом и свинцом.
Исследователи считают, что Леонардо да Винчи добавлял в масляные краски оксид свинца, чтобы те становились гуще и высыхали быстрее. Ранее считалось, что первым художником, добавляющим свинец в краски, был Рембрандт в XVII веке.
Сейчас едва ли кто-то из художников использует свинец для подмалевки, так как известно, что он крайне токсичен. К примеру, прошлогоднее исследование показало, что воздействие свинца в детстве снизило IQ более 50% взрослых в США.
Тем не менее, да Винчи несомненно был гением, опережающим свое время. Недавнее исследование показало, что, возможно, именно он создал первую в мире формулировку теории гравитации – на столетие раньше Исаака Ньютона. Подробности читайте в нашем материале.