Виртуальная реальность показала эффективность в лечении синдрома накопления
Согласно новому исследованию от Stanford Medicine, виртуальная реальность (VR) может стать эффективным инструментом в борьбе с расстройством накопительства. Несмотря на то, что когнитивно-поведенческая терапия (CBT) является первой линией лечения, многие люди продолжают испытывать трудности из-за симптомов синдрома и после лечения.
«Некоторые люди находятся в таком отчаянном положении, что мы не можем зайти в их дома, — говорит Кэролин Родригес, старший автор исследования. — Беспорядок там настолько сильный, что даже нам опасно находиться там. Поэтому для таких людей облегчение отказа от вещей является полезным навыком, который мы хотели бы развивать в виртуальной среде».
Лечение при помощи VR
В рамках исследования девять участников, старше 55 лет и с диагностированным расстройством накопительства, сфотографировали и сняли на видео самую загруженную комнату в своем доме и 30 вещей. Фотографии и видео были преобразованы в настраиваемые 3D виртуальные среды, в которых участники могли манипулировать своими вещами.
Все участники посещали 16-недельные онлайн-сессии групповой терапии для поддержки со стороны сверстников и развития когнитивно-поведенческих навыков, связанных с синдромом накопления. С седьмой по четырнадцатую неделю они также проходили индивидуальные сессии VR под руководством врачей, на которых практиковали размещение своих «объектов» в контейнеры для переработки, пожертвования или утилизации – последний позже убирался виртуальным грузовиком-мусоровозом.
Исследователи отмечают, что использование VR позволило участникам лучше понять свою привязанность к накапливаемым объектам и показало, что избавление от вещей не так страшно, как им казалось.
«Для людей, которые испытывают значительное беспокойство, пытаясь расстаться с вещами, виртуальная реальность может стать отличным тренажером и облегчить психологический дискомфорт», — говорит Родригес.
Семь из девяти участников сообщили о улучшении симптомов накопительства, среднее уменьшение составило 25%. У восьми из них также стало меньше беспорядка в домах, что подтвердили визуальные оценки клиницистов — среднее уменьшение составило 15%.