Феномен, заставляющий людей видеть лицо на Луне, мог побудить древних художников заняться наскальным искусством

Склонность людей видеть лица и формы в абстрактных неодушевленных объектах и узорах, возможно, повлияла на наскальную живопись. Исследователи считают, что древние художники могли видеть в трещинах и изгибах стен пещер формы животных и, вдохновившись этим, создавать рисунки.
Феномен, заставляющий людей видеть лицо на Луне, мог побудить древних художников заняться наскальным искусством
Unsplash
Парейдолия – зрительная иллюзия, заставляющая видеть лица и формы в неодушевленных предметах

Парейдолия – разновидность зрительных иллюзий, при которой человек видит лица и фигуры в абстрактных неодушевленных объектах или узорах. Именно этот психологический феномен ответственен за то, что многие люди замечают на Луне лицо, а на подгоревшем тосте – образ Иисуса. Возможно, именно парейдолия вдохновляла и древних художников на создание картин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В новом исследовании, опубликованном в The Cambridge Archaeological Journal, ученые из Даремского университета проанализировали наскальные рисунки каменного века, которые были найдены на стенах пещер Лас-Монедас и Ла-Пасиега на севере Испании.

Парейдолия и изображения животных

Анализ показал, что более половины всех наскальных рисунков были связаны с естественными особенностями стены пещеры. В них также отсутствовали такие детали, как глаза или волосы. Это указывает на то, что парейдолия могла вдохновлять древних художников.

Изогнутые края стены пещеры часто использовались для изображения спин животных, таких как дикие лошади, а естественные трещины становились рогами бизона.

Исследователи также использовали модифицированное игровое программное обеспечение виртуальной реальности для имитации эффекты мерцающего света огня в пещере, исходя из теории, что низкое и нестабильное освещение могло усиливать парейдолию. Однако этот эксперимент, вопреки ожиданиям, не выявил какой-либо разницы в восприятии простых рисунков, включающими особенности стен, и сложных изображений, в которых не задействовались элементы пещеры. Поэтому, по мнению исследователей, эффект парейдолии не зависел от условий освещения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Рисунок бизона на стене пещеры, смоделированный в виртуальной реальности при низком освещении
Рисунок бизона на стене пещеры, смоделированный в виртуальной реальности при низком освещении
Izzy Wisher, courtesy of the Gobierno de Cantabria

Авторы также отмечают, что не вся наскальная живопись объясняется этим психологическим феноменом. Они полагают, что искусство могло быть частью «творческого диалога» со стенами пещеры: древние художники, возможно, вдохновлялись образами, увиденными в трещинах и углах, но их работы постепенно выходили за рамки парейдолии.