Ученые извлекли древнюю ДНК из 3000-летнего кирпича

Группа исследователей обнаружила «капсулу времени растительной жизни», успешно получив древнюю ДНК из глиняного кирпича возрастом 2900 лет.
Ученые извлекли древнюю ДНК из 3000-летнего кирпича
Arnold Mikkelsen og Jens Lauridsen

Хранящийся ныне в Национальном музее Дании линяный кирпич когда-то был частью дворца неоассирийского царя Ашурнасирпала II в древнем городе Калху. Известный сегодня как Северо-Западный дворец в Нимруде (современный северный Ирак), его строительство началось около 879 г. до н.э. На обнаруженном исследователями кирпиче имеется клинописная надпись (написанная на ныне вымершем семитском аккадском языке): она сообщает, что «это собственность дворца Ашурнасирпала, царя Ассирии». Так, ученые датировали кирпич с точностью до десятилетия: 879–869 гг. до н.э..

Доктор Софи Лунд Расмуссен на месте раскопок /
Sophie Lund Rasmussen

Древняя ДНК из кирпича

В ходе проекта оцифровки Национального музея Дании в 2020 году группа исследователей смогла получить образцы древней ДНК из внутреннего ядра кирпича. После секвенирования извлеченной ДНК исследователи определили 34 различные таксономические группы растений. Семейства растений с наиболее многочисленными последовательностями были Brassicaceae (капуста) и Ericaceae (вереск). Другими представленными семействами были Betulaceae (береза), Lauraceae (лавр), Selineae (зонтичные) и Triticeae (культивируемые травы).

Результаты нового исследования сравнили с современными ботаническими записями из Ирака, а также с описаниями древних ассирийских растений. Так, установлено, что кирпич сделан в основном из глины, собранной возле реки Тигр, смешанной с мякиной, соломой или навозом животных. Кирпичу сначала придали форму, затем нанесли клинопись, а после оставили высыхать на солнце. Именно отсутстие обжигания кирпича помогло сохранить генетический материал, заключенный в глине.

Растительная капсула времени

Доктор Софи Лунд Расмуссен из Отдела исследований по охране дикой природы, факультет биологии Оксфордского университета отметила: «Мы были очень рады обнаружить, что древняя ДНК, эффективно защищенная от загрязнения внутри массы глины, может быть успешно извлечен из глиняного кирпича возрастом 2900 лет. Этот исследовательский проект является прекрасным примером важности междисциплинарного сотрудничества в науке, поскольку разнообразный опыт, включенный в это исследование, обеспечил целостный подход к изучению».

В опубликованном исследовании британских ученых описывалась только извлеченная ДНК растений, — поскольку это были наиболее распространенные и лучше всего сохранившиеся образцы. Однако в зависимости от выборки потенциально можно идентифицировать все составляющие кирпича, — включая позвоночных и беспозвоночных. Эксперты считают, что способность получать точные описания древнего биоразнообразия могла бы стать ценным инструментом для лучшего понимания и количественной оценки современной утраты биоразнообразия, а также для более глубокого понимания древних и исчезнувших цивилизаций.

«Благодаря надписи на кирпиче мы можем отнести глину к относительно конкретному периоду времени в конкретном регионе, а это означает, что кирпич служит "временной капсулой биоразнообразия". Это дает исследователям уникальный доступ к древним ассирийцам», — пояснил доктор Троэльс Арбёлль, один из первых авторов статьи и младший научный сотрудник факультета азиатских и ближневосточных исследований Оксфордского университета.