Родственники евреев хотят вернуть картину Пикассо, которую «репрессировали» у их предков в 1938 году

Нужно ли просить справедливости, если «воровство» произошло больше 80 лет назад? Кажется, для некоторых людей реванш – дело чести и денег.
Родственники евреев хотят вернуть картину Пикассо, которую «репрессировали» у их предков в 1938 году
David Heald/Guggenheim Museum

Одна из картин Пабло Пикассо «Голубого периода» оказалась в центре судебного процесса между еврейской семьей и нью-йоркским музеем Гуггенхайма. Наследники Карла Адлера и Рози Якоби требуют репатриации картины «Женщина за глажкой (La repasseuse)» 1904 года. Шедевр знаменитого художника, как утверждают современники, их родственники продали под принуждением, пытаясь избежать преследований нацистов в своей родной Германии в 1938 году.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Музей Гуггенхайма заявил, что считает иск «безосновательным» /
Музей Гуггенхайма заявил, что считает иск «безосновательным» /
Brendan McDermid/Reuters

Картина Пикассо и нацисты

В иске, поданном в Верховный суд Манхэттена, говорится, что Карл Адлер приобрел произведение искусства в 1916 году у владельца мюнхенской галереи Генриха Таннхаузера. Но в 1938 году Адлер продал картину сыну Танхаузера, Джастину, значительно ниже стоимости примерно за 1552 доллара. Як отчаявшийся Адлер понес существенные убытки из-за исторических обстоятельств.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Адлер не избавился бы от картины в то время и по той цене, если бы не нацистские преследования, которым он и его семья подвергались и подверглись бы», — пишут юристы и родственники. Последние сообщили, что Адлер был председателем совета директоров ведущего европейского производителя кожи, но все изменилось, когда «нацистский режим в Германии разрушил их жизнь». В 1938 году семья бежала из Германии, мигрируя через Нидерланды, Францию и Швейцарию, прежде чем навсегда поселиться в Аргентине.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Адлеры нуждались в больших суммах наличных только для получения краткосрочных виз во время своего изгнания в Европе. Не имея возможности работать, находясь в бегах и не зная, что их ждет в будущем, Адлеры должны были ликвидировать все, что могли, чтобы быстро собрать как можно больше денег», — сказано в иске.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наследники считают, что Таннхаузер «наживался» на несчастье немецких евреев, что «Таннхаузер был хорошо осведомлен о бедственном положении Адлера и его семьи, и что, если бы не преследование нацистов, Адлер никогда бы не продал картину по такой цене».

guggenheim.org

Репрессии евреев в Германии

68-летняя Рози Адлер умерла в 1946 году в Буэнос-Айресе, а ее муж Карл умер в возрасте 85 лет в 1957 году. «Женщина за глажкой» оставалась в коллекции произведений искусства Танхаузера до его смерти в 1976 году. Затем ее вместе с остальными работами передали нью-йоркскому музею Гуггенхайма в 1978 году. Потомки Адлера, а также ряд некоммерческих и еврейских организаций, названных истцами в коллективном иске, заявили, что картина находится «неправомерно во владении» Фонда Соломона Р. Гуггенхайма.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Согласно иску, семья требует вернуть картину или выплатить компенсацию, соизмеримую с ее текущей рыночной стоимостью (от 100 до 200 миллионов долларов). Музей Гуггенхайма сообщил журналистам, что «вопросы происхождения и требования о реституции» рассматриваются очень строго, но нынешний иск – «безосновательный».

«Продажа картины Карлом Адлером — Джастину Таннхаузеру была справедливой сделкой между сторонами, у которых были давние и постоянные отношения», — заявили в музее.