Почему надо всегда быть оптимистом и иметь правильные ожидания? Научное объяснение
Психологи в контролируемых лабораторных условиях проанализировали, как прогнозы и ожидания могут влиять на настроение и мировоззрение людей. Так, исследователи из Университета Майами решили изучить взлеты и падения человеческих ожиданий, используя то, что важнее всего для студентов-бакалавров — их оценки на экзаменах. «Осознаем мы это или нет, мы всегда формируем ожидания», — говорит Аарон Хеллер, старший автор исследования и доцент кафедры психологии. «Всякий раз, когда наши ожидания оказывались неверными, они становятся обучающим сигналом. Его мы используем, чтобы сформировать лучшие ожидания в будущем».
Ошибки, тревожность и мировоззрение
Хеллер и его команда решили применить натуралистический подход, проанализировав ожидания студентов, связанные с их прогнозами оценок на экзаменах: добровольцы посещали курс химии в Университете Майами. Чтобы помочь ученым собрать данные, студенты согласились поделиться своими оценками за четыре экзамена, сданных в течение семестра. После каждого экзамена студенты сообщали ученым, какую оценку они ожидали получить (от нуля до 100). Ранее в небольших лабораторных исследованиях, изучающих, как люди учатся на своих «неверных ожиданиях», данные показывали, что люди демонстрируют так называемую «оптимистичную склонность к обучению». Это означает, что они склонны больше учиться на позитивных, чем на негативных случаях.
Хеллер получил аналогичные результаты. В целом, большинство студентов демонстрировало оптимистичную склонность к обучению: то есть они тянулись к знаниям больше, когда оценка была лучше, чем ожидалось. Если дела шли хуже, тяги к обучению было, соответственно, меньше. Однако в исследовании Хеллера была и другая группа студентов, которые были более пессимистичны в течение семестра.
Ожидание и реальность
«Когда оптимистично настроенные учащиеся получили более низкий балл, чем они ожидали, они соответствующим образом изменили свои ожидания, но не перестарались после разочарования. А вот настроенные более пессимистично студенты склонны предсказывать, что они получат более низкий балл, даже если их последняя оценка была хорошей», — рассказывает Хеллер. «Такое поведение приводит к тому, что пессимистичные студенты больше ошибались в своих ожиданиях. Результаты исследования, в итоге, позволяют предсказать, разовьются ли у того или другого студента симптомы тревоги в более позднем возрасте».
Так, работа Аарона Хеллера представляет доказательства, что положительные и отрицательные эмоции людей были вызваны не только оценками, которые они получили на экзаменах, но и тем, что они ожидали получить. «Помощь людям в формировании более точных ожиданий — важный метод лечения тревоги и депрессии», — заключил Хеллер.