Самолеты одевают в «акулью кожу», чтобы спасти планету: вот как она работает
Скорее всего, нет. И вообще, что за шуточки, скажете вы. Она же съест любого, кто посмеет к ней приблизиться.
Мне, как и вам, остается верить словам тех смельчаков, которые это все же сделали. Так вот, если вы проведете пальцами по коже от головы к хвосту, кожа будет гладкой и скользкой, как намыленная стенка ванны. А если проведете в обратном направлении, станет шершавой, почти как наждачная бумага. Это потому, что вся кожа покрыта миниатюрными бугорками в форме пирамидок, получивших название «дентикулы».
Когда акула движется, на дентикулах образуется тонкий слой микрозавихрений, который подавляет развитие большой турбулентности. А без турбулентности потери энергии меньше. Дентикул больше всего в корневой части плавников, работая там, где поток воды испытывает максимальное сопротивление. По данным ихтиологов, дентикулы на коже уменьшают трение воды вокруг тела акулы на 10%.
Акулья кожа авиалайнеров работает аналогично
Это еще один пример биомимикрии, когда удачное техническое решение заимствуется в живой природе. Оклеив фюзеляжи и гондолы турбин пленкой с похожими свойствами, Lufthansa добилась экономии топлива. Правда, в воздушной среде эффект оказался на порядок слабже, около 1%. Впрочем, неплохо, если учитывать, насколько прост этот способ.
Кстати, около четверти века назад разработчики плавательных костюмов для олимпийских пловцов применили аналогичное решение, и искусственная кожа для спортсменов оказалась даже более эффективной, чем акулья.
А меня теперь донимает мысль: где бы достать такую пленочку, чтобы оклеить свой автомобиль?