Стамбул станет островом: Турция строит канал-дублер для Босфора
Хотя сама идея такого канала витает в воздухе еще с 16 века, когда в Османской империи правил султан Сулейман Великолепный.
По замыслу, он должен соединить Черное и Мармарское море западнее Босфора. Канал рассечет европейскую часть Стамбула на две части. В результате центральная часть города, включая знаменитую мечеть Айя-София, окажутся на острове между Европой и Азией.
У этой идеи сразу возникло много противников, опасавшихся, что канал принесет с собой транспортные и экологические проблемы, а часть исторических объектов Стамбула будут уничтожены. Однако сейчас, похоже, организаторы строительства то ли разрешили противоречия, то ли сумели подавить критиков, потому что строительство уже ведется.
Стамбульский канал в деталях
В длину он составит 45 км, что примерно в 2 раза меньше Волго-Донского канала и почти в 4 раза меньше Суэцкого.
Зато он должен стать существенно шире и глубже. От берега до берега будет 400 м в самой узкой части и 1000 м в самой широкой, а глубина около 25 м. Это обеспечит беспроблемное прохождение даже крупных танкеров. По расчетам, канал будет пропускать до 160 большегрузных судов ежегодно.
Берега канала соединят шесть мостов.
Что не так с Босфором
Знаменитый пролив уже много лет страдает от систематических проблем безопасности и экологии. Навигация по этой природной акватории довольно сложна, а учитывая, что он сильно перегружен, с кораблями здесь нередко происходят аварии.
Другой проблемой является загрязнение сточными водами и колебания уровня, разрушающие водную экосистему канала.
Пока сложно оценить, решит ли канал эти проблемы. Поживем, увидим. По плану, он должен открыться для судоходства в 2027 году, так что ждать осталось всего три года.