Стамбул станет островом: Турция строит канал-дублер для Босфора

Падкие на сенсации журналисты уже прозвали новый мега-проект «вторым Суэцким каналом».
Стамбул станет островом: Турция строит канал-дублер для Босфора
Erdem Sahim — EPA-EFE
Содержание статьи
Впервые о планах строительства Стамбульского канала власти Турции объявили около 3 лет назад.

Хотя сама идея такого канала витает в воздухе еще с 16 века, когда в Османской империи правил султан Сулейман Великолепный.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По замыслу, он должен соединить Черное и Мармарское море западнее Босфора. Канал рассечет европейскую часть Стамбула на две части. В результате центральная часть города, включая знаменитую мечеть Айя-София, окажутся на острове между Европой и Азией.

У этой идеи сразу возникло много противников, опасавшихся, что канал принесет с собой транспортные и экологические проблемы, а часть исторических объектов Стамбула будут уничтожены. Однако сейчас, похоже, организаторы строительства то ли разрешили противоречия, то ли сумели подавить критиков, потому что строительство уже ведется.

стамбульский канал карта
Kirill Borisenko - Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стамбульский канал в деталях

В длину он составит 45 км, что примерно в 2 раза меньше Волго-Донского канала и почти в 4 раза меньше Суэцкого.

Зато он должен стать существенно шире и глубже. От берега до берега будет 400 м в самой узкой части и 1000 м в самой широкой, а глубина около 25 м. Это обеспечит беспроблемное прохождение даже крупных танкеров. По расчетам, канал будет пропускать до 160 большегрузных судов ежегодно.

Берега канала соединят шесть мостов.

Что не так с Босфором

Знаменитый пролив уже много лет страдает от систематических проблем безопасности и экологии. Навигация по этой природной акватории довольно сложна, а учитывая, что он сильно перегружен, с кораблями здесь нередко происходят аварии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
тепловая карта Босфора
Тепловая карта показывает, насколько загружен судоходством Босфор.
Randam - Wikipedia

Другой проблемой является загрязнение сточными водами и колебания уровня, разрушающие водную экосистему канала.

Пока сложно оценить, решит ли канал эти проблемы. Поживем, увидим. По плану, он должен открыться для судоходства в 2027 году, так что ждать осталось всего три года.