На дне озера нашли самолет, пропавший полвека назад. Его искали 18 раз
Частный реактивный самолет Jet Commander принадлежал девелоперской компании Cousins Properties и вез домой троих сотрудников, но пропал в пути. Спасатели так и не смогли найти самолет, а спустя четыре дня после крушения озеро покрылось льдом.
В мае, когда снег начал таять, несколько обломков самолета нашли в окрестностях озера, и поиски возобновились, но дали нулевой результат.
С тех пор джет пытались искать еще как минимум семнадцать раз, а родственники погибших уже смирились с тем, что никогда не узнают, что с ним случилось.
Шансы 99%, что это тот самый самолет
В мае 2024 года команда, возглавляемая подводным искателем Гэрри Козаком, нашла самолет, окрашенный точь в точь как Jet Commander, принадлежавший Cousins Properties, лежащий на дне на глубине около 60 м недалеко от того места, где он исчез с диспетчерских радаров.
Искатели обследовали самолет с помощью дистанционно управляемого подводного аппарата. «Учитывая все факты, мы на 99% уверены, что это именно тот самолет», – сказал Козак журналистам.
Искали один самолет, нашли два
Интерес к пропавшему бизнес-джету пробудился заново около десяти лет назад после катастрофы авиалайнера рейса 370 компании Malaysia Airlines, пропавшего 8 марта 2014 г. Узнав о применявшихся для его поиска новых поисковых технологиях, родственница одного из пилотов Барбара Никитас решила объединиться с родными других погибших и вместе попытать счастья еще раз.
Они начали с того, что собрали воедино всю имевшуюся у разных людей информацию. «"У каждого были новые кусочки головоломки, и когда мы начали обмениваться информацией и документами, то получили гораздо большее понимание, а еще поняли, насколько это важно для каждого из нас", – вспоминает Чарльз Уильямс, сын Роберта Уильямса, пассажира Jet Commander.
Именно Уильямс пригласил Козака, заинтриговав его сложностью загадки. Козак начал с того, что исследовал глубинную карту, составленную Музеем озера Шамплейн и местным колледжем, и выделил на ней четыре аномальных объекта.
Следующий шаг удалось сделать в 2022-м, когда искатель заинтересовал поисками своего коллегу Ханса Хуга из Sonar Search and Recovery, который смог найти дистанционно управляемого подводного робота.
С его помощью они обследовали эти места и действительно нашли самолет, но это оказался не Jet Commander, пропавший 53 года назад, а военный самолет.
Не сдавшийся Козак еще раз внимательно изучил данные сонаров и нашел пятую аномальную зону. Весной этого года беспилотный аппарат снова спустился к нему и заснял фотографии – на этот раз желтого бизнес-джета с черными и красными полосами.
Находка радует родственников, но не власти
Семьи погибших испытывают сейчас противоречивые чувства. С одной стороны, они чувствуют облегчение от того, что хотя бы один вопрос, десятилетиями не находивший ответа, наконец разрешен. С другой, всколыхнулись угасшие было чувства потери.
Доподлинность находки еще предстоит официально подтвердить. Уильямс сообщил о ней в Национальный совет по безопасности на транспорте США, но чиновники колеблются. «Стоит ли поиск трат, есть ли материальные останки, и мне жаль говорить об этом так, но сейчас вопрос стоит именно так, – сказал он. – Тяжело, когда начинаешь думать об этом».
Jet Commander – бизнес-джет, сменивший гражданство
Довольно популярный малый реактивный самолет, выпускавшийся с 1965 по 1987 годы, был изначально разработан американской компанией Aero Commander. Однако в 1968 году ее купил концерн North American Rockwell, у которого уже был собственный бизнес-джет, и антимонопольные власти запретили ему производить обе машины.
Тогда боссы Rockwell решили продать его вместе со всей оснасткой и недостроенными аппаратами. «Командира» приобрела израильская фирма Israel Aircraft Industries, которая несколько модифицировала самолет и продавала его как IAI Westwind. Всего было сделано чуть менее полутысячи экземпляров Jet Commander и Westwind.