На дне озера нашли самолет, пропавший полвека назад. Его искали 18 раз

Частная команда подводных искателей смогли то, что не удавалось их предшественникам и официальным спасателям. Нам стало любопытно, как они добились успеха.
На дне озера нашли самолет, пропавший полвека назад. Его искали 18 раз
Garry Kozak
Содержание статьи
Снежной ночью 27 января 1971 года бизнес-джет с двумя пилотами и тремя пассажирами на борту исчез с радаров над озером Шамплейн в Вермонте.

Частный реактивный самолет Jet Commander принадлежал девелоперской компании Cousins Properties и вез домой троих сотрудников, но пропал в пути. Спасатели так и не смогли найти самолет, а спустя четыре дня после крушения озеро покрылось льдом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В мае, когда снег начал таять, несколько обломков самолета нашли в окрестностях озера, и поиски возобновились, но дали нулевой результат.

С тех пор джет пытались искать еще как минимум семнадцать раз, а родственники погибших уже смирились с тем, что никогда не узнают, что с ним случилось.

Шансы 99%, что это тот самый самолет

В мае 2024 года команда, возглавляемая подводным искателем Гэрри Козаком, нашла самолет, окрашенный точь в точь как Jet Commander, принадлежавший Cousins Properties, лежащий на дне на глубине около 60 м недалеко от того места, где он исчез с диспетчерских радаров.

Jet Commander whecks in Champlein lake
Fox News
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Искатели обследовали самолет с помощью дистанционно управляемого подводного аппарата. «Учитывая все факты, мы на 99% уверены, что это именно тот самолет», – сказал Козак журналистам.

Искали один самолет, нашли два

Интерес к пропавшему бизнес-джету пробудился заново около десяти лет назад после катастрофы авиалайнера рейса 370 компании Malaysia Airlines, пропавшего 8 марта 2014 г. Узнав о применявшихся для его поиска новых поисковых технологиях, родственница одного из пилотов Барбара Никитас решила объединиться с родными других погибших и вместе попытать счастья еще раз.

Они начали с того, что собрали воедино всю имевшуюся у разных людей информацию. «"У каждого были новые кусочки головоломки, и когда мы начали обмениваться информацией и документами, то получили гораздо большее понимание, а еще поняли, насколько это важно для каждого из нас", – вспоминает Чарльз Уильямс, сын Роберта Уильямса, пассажира Jet Commander.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Jet Commander, однотипный с пропавшим самолетом озеро
Jet Commander, однотипный с пропавшим самолетом.
Соцсети

Именно Уильямс пригласил Козака, заинтриговав его сложностью загадки. Козак начал с того, что исследовал глубинную карту, составленную Музеем озера Шамплейн и местным колледжем, и выделил на ней четыре аномальных объекта.

Следующий шаг удалось сделать в 2022-м, когда искатель заинтересовал поисками своего коллегу Ханса Хуга из Sonar Search and Recovery, который смог найти дистанционно управляемого подводного робота.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Подводник Гэрри Козак в 1999 г.
Гэрри Козак в 1999 г.
Niagara Divers Shipwrecks

С его помощью они обследовали эти места и действительно нашли самолет, но это оказался не Jet Commander, пропавший 53 года назад, а военный самолет.

Не сдавшийся Козак еще раз внимательно изучил данные сонаров и нашел пятую аномальную зону. Весной этого года беспилотный аппарат снова спустился к нему и заснял фотографии – на этот раз желтого бизнес-джета с черными и красными полосами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Находка радует родственников, но не власти

Семьи погибших испытывают сейчас противоречивые чувства. С одной стороны, они чувствуют облегчение от того, что хотя бы один вопрос, десятилетиями не находивший ответа, наконец разрешен. С другой, всколыхнулись угасшие было чувства потери.

Flight path jet commander champlein lake
Восстановленная траектория полета перед крушением.
MSN
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Доподлинность находки еще предстоит официально подтвердить. Уильямс сообщил о ней в Национальный совет по безопасности на транспорте США, но чиновники колеблются. «Стоит ли поиск трат, есть ли материальные останки, и мне жаль говорить об этом так, но сейчас вопрос стоит именно так, – сказал он. – Тяжело, когда начинаешь думать об этом».

Jet Commander – бизнес-джет, сменивший гражданство

Довольно популярный малый реактивный самолет, выпускавшийся с 1965 по 1987 годы, был изначально разработан американской компанией Aero Commander. Однако в 1968 году ее купил концерн North American Rockwell, у которого уже был собственный бизнес-джет, и антимонопольные власти запретили ему производить обе машины.

1124B Westwind II фото
1124B Westwind II
AIN Archives
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тогда боссы Rockwell решили продать его вместе со всей оснасткой и недостроенными аппаратами. «Командира» приобрела израильская фирма Israel Aircraft Industries, которая несколько модифицировала самолет и продавала его как IAI Westwind. Всего было сделано чуть менее полутысячи экземпляров Jet Commander и Westwind.