Можно ли переработать старые шины в новые – теперь это возможно, считает парень из Michelin
Часть из них находят повторное применение – например, в качестве кранцев, защищающих борта кораблей, стоящих у причала.
Львиная доля, однако, отправляется на перерабатывающие заводы, где из них вынимают нейлоновый или стальной корд, а резиновые части дробят в мелкую крошку. Из нее делают покрытия для спортивных и детских площадок, обувь и другие подобные продукты.
Но еще больше материала подвергают пиролизу, нагревая до высокой температуры без доступа кислорода. В этих условиях резина снова превращается в жидкую массу, которую добавляют к дизельному топливу.
Найден способ замкнуть жизненный цикл шин
Однако хрустальной мечтой нефтехимиков всегда была переработка старых шин в новые – желанная и недостижимая. Тогда можно было бы отказаться или серьезно сократить потребление сырой нефти.
Теперь эта задача частично решена, считает Жан-Мишель Дуарре, эксперт по экологически чистым материалам компании. Его команда использует все тот же пиролиз, чтобы выделить из шин сажу, или молекулярный углерод – компонент, составляющий около 25% объема каждой шины. Традиционно сажа извлекается из сырой нефти, так что экологическая выгода налицо.
Французские технологи нашли способ «варить» резиновую крошку под давлением, получая жидкость, похожую по составу и консистенции на нефть. Затем из нее выделяют сажу. В процессе пиролиза выделяется также синтез-газ – побочный продукт, который можно использовать для нагрева следующей партии утилизированных шин.
Вторичные шины оказались не хуже новых
В настоящее время Michelin проводит испытания автобусных шин, изготовленных из переработанного углерода. Говорят, что их характеристики ничем не уступают шинам, сделанным из первичной нефти.