Авиалайнер на биотопливе впервые пересек Атлантику с пассажирами на борту

Свершилось: эпоха экологичных перелетов пусть и с сильным отставанием, но началась. Объясняем, что такое «устойчивое авиатопливо» и почему так сложно озеленять авиацию.
Авиалайнер на биотопливе впервые пересек Атлантику с пассажирами на борту
(c) Virgin Atlantic
6 дней назад из аэропорта Хитроу в Лондоне поднялся Boeing 787 с 60-тоннами топлива SAF в баках.

Семью с половиной часами позже самолет, принадлежащий авиакомпании Virgin Atlantic, приземлился в аэропорту Джона Кеннеди в Нью-Йорке, став первым крупным авиалайнером мира, совершившим перелет через Атлантику на 100% эко-топливе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За неделю до Virgin Atlantic авиаконцерн Gulfstream Aerospace совершил то же самое с одним из своих 19-местных бизнес-джетов.

Чистое авиатопливо

Если вы не спец в экологии, поясним, что аббревиатура SAF означает «авиационное авиационное топливо» (sustainable aviation fuel). Как правило, оно представляет собой смесь отработанного растительного масла, оставшегося после приготовления пищи, и низкоуглеродного керосина. Использование этого топлива сокращает углеродный след каждого рейса на 70%.

Для производства эко-топлива SAF используются отходы растительного масла фото
Для производства эко-топлива SAF используются отходы растительного масла.
(c) Robb Reports
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Специалисты считают, что в краткосрочной перспективе именно SAF станет главной ставкой авиакомпаний в борьбе за озеленение, пока электрические самолеты не готовы летать на большие расстояния.

Однако и SAF оказалось крепким орешком. В прошлом десятилетии ожидалось, что уже к 2018 году одни только Соединенные Штаты будут выпускать 1 миллиард галлонов эко-топлива для самолетов ежегодно (около 3,7 млрд литров). Эти планы разбились о реальность: в 2022 году в США было выпущено всего 15 миллионов галлонов, в 60 раз меньше прогноза.

За неделю до перелета Boeing 787 на эко-топливе то же сделал бизнес-джет Gulfstream, также заправленный SAF.
За неделю до перелета Boeing 787 на эко-топливе то же сделал бизнес-джет Gulfstream, также заправленный SAF.
(c) Stephanie Feilmeier | Gulfstream

Усилия того стоят. Самолеты создают 2% всех выбросов вредных газов в атмосферу — очень много, учитывая, насколько меньше пассажиров они перевозят в сравнении, например, с автомобилями.