Мечта советских инженеров постепенно становится явью: как работает автономный кабельный трактор
В 1952 году Харьковский тракторный завод выпустил небольшую партию электрических тракторов ХТЗ-12. Работали они не от аккумулятора, а от кабеля длиной в ¾ километра. Поля такой трактор обрабатывал даже лучше, чем дизельный, и каждый из 32 построенных экземпляров за летний сезон экономил до 25 т солярки. Из-за ряда недостатков от перспективной идеи отказались.
ХТЗ-12 опередил время на 70 лет
В отличие от других электротракторов, он питается не от аккумулятора, а по кабелю, длина которого достигает 1500 м – в 2 раза больше, чем у советского предшественника середины прошлого века. Сматывается он на огромную бобину – ни дать ни взять шнур от пылесоса, увеличенный раз в 50. По сравнению с ХТЗ, площадь обрабатываемой поверхности без переподключения увеличилась с 60 га до нехилых 225 га. Длинная штанга бережет кабель от попадания под плуг. У советского трактора тоже были катушка и штанга, кстати.
Управляется трактор системой автономного вождения, а мощность электромотора составляет 100 кВт. Это несколько меньше, чем у дизельных «традиционных» тракторов, но тут надо вспомнить, что электромоторы более эффективны, особенно на низких скоростях. Производитель уверяет, что OXE-E особенно хорош именно в трудных условиях – на тяжелых грунтах, в весеннюю распутицу.
Смысл в появлении такого трактора тем больше, что сейчас многие фермеры сами себя снабжают электроэнергией от собственных ВИЭ. Куда как проще поставить ветряк между полями, чем тянуть электроэнергию от городской электростанции, или сделать мини-ГЭС на ближайшей речке.
2-минутный промо-ролик показывает, как работает новый трактор. Он на итальянском, но и без пояснений все понятно.